8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

статья по «Гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников на музыкальных занятиях»

Автор: Потапова Галина Владимировна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗАТО Г. СЕВЕРОМОРСК «Детский сад № 7»

 

 

 

 

 

 «Гражданско-патриотическое воспитание

дошкольников посредством

музыкальных занятий и праздников».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальный руководитель:

Потапова Галина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 г.

В каждом уголке нашей страны

 есть свои артисты, музыканты, поэты,

выдающиеся люди, прославляющие  Отечество.

И это МЫ должны сообщить нашим детям

 эти удивительные вещи!

 

Нравственность – это моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Это понятие, которое характеризует личностную позицию человека, его ценностную ориентацию.  Нравственно-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, нормы поведения гражданина и патриота России, ответственность за страну, за Родину.

В преамбуле Конституции РФ провозглашены общечеловеческие ценности: ценности демократии, нравственные ценности (вера в добро и справедливость), почитание памяти предков, ценности Российской государственности, ценности патриотизма и интернационализма (любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу).

У меня, как у музыкального руководителя  ДОУ,  есть возможность влиять на нравственное и духовное воспитание детей с помощью музыки.

Не секрет, что  искусство вызывает яркий эмоциональный отклик у детей. Одна из важнейших задач музыкального воспитания в ДОУ – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств.

Я условно разбила свою работу на три блока:

1 Блок — духовный: народные музыкальные обычаи, праздники, фольклор, русские народные сказки.

2 Блок — гражданско-патриотическое воспитание: праздники, развлечения, тематические концерты, музыкальные гостиные, посвящённые значимым и важным датам в истории нашей страны. (День защитника Отечества, 9 мая, День Космонавтики, День народного единства, участие в городских конкурсах противопожарной безопасности, конкурсах «Весёлый светофор»)

3 Блок — нравственный:  выступление в ГОАУСОН (Доме престарелых), участие в акциях «Спаси ребёнка» (внутри сада и в г. Североморске), участие в конкурсах  МЧС, выступление перед малышами д/с и т. д.

На музыкальных занятиях и развлечениях есть возможность проработать все три блока, с помощью тщательного подбора музыкального материала и правильного выбора методов и приемов.

Блок 1. Духовный.

 Народный фольклор.

С русским народным фольклором я начинаю знакомить детей с раннего возраста. Дети сразу откликаются на русские народные попевки. На музыкальных занятиях,  досугах и праздниках постоянно звучат русские народные мелодии.   Для того, чтобы дети были погружены в русский народный колорит я подбираю красочные клипы, иллюстрации, лёгкую оркестровку, или исполнение русскими народными ансамблями уже разученный музыкальный материал. Восторг вызывает у детей исполнение русских народных песен взрослым. Чем больше они узнают о русской национальной культуре, тем сильнее наполняются гордостью за свой народ, обогащаются  духовно. Практически все моменты жизни русского народе представлены песнями и обрядами. В ДОО на музыкальных занятиях и досугах дети с удовольствием исполняют хороводы и танцы с ложками и мн. др. Для более глубокого ознакомления с бытом русского народа, я подбираю музыкальный материал, который описывает тот ил иной предмет: русскую ложку, прялку, самовар и тд.

Русские народные сказки.

Знакомство с русской культурой происходит с помощью сказок со специально подобранным музыкальным репертуаром. Это русские народные мелодии. Они ненавязчиво,  в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Дают понятие о характерах персонажей русских народных сказок. Что они добрые, помогающие друг другу, и обязательно исправляющиеся, если не правы. А злых и хитрых, всегда можно победить. Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, преобразовывать его нравственный и духовный мир. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие.

Фольклорные праздники на улице.

В нашем ДОО ежегодно проводятся русские народные праздники «Рождество» и «Масленица», часто осенние праздники проводятся, как «Осенины» или «Осенние Ярмарки». 

Блок 2. Гражданско-патриотический.

Знакомство с малой Родиной.

Следующим этапом работы является гражданско-патриотический блок. Это использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины, большой и малой . На музыкальных занятиях или досугах  можно начинать формировать чувство патриотизма и нравственные ориентиры с помощью ознакомления со своей малой Родиной. Это ближе и понятнее детям-дошкольникам. Любовь и привязанность к  месту, где они родились и живут в настоящее время, к родному городу .Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Тем более, что они живут и растут в городе-столице Северного Флота, и им есть чем гордиться! С помощью подобранных произведений о родном городе, бесед, музыкальных фрагментах программного содержания о северной природе, военных маршей, прослушивания песен в исполнении Ансамбля песни и пляски КСФ, посещение концертов исполнителей песен о городе, мы создаём осознанную гражданскую позицию у детей, с патриотической гордостью. Гордостью за свою малую Родину. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему миру. Патриотическое воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. На музыкальных занятиях дети с удовольствием разучивают и исполняют песни о маме, они устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью.

В  песне А.Филиппенко “Пирожки” звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное. Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму, и чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ (песня Ю.Слонова “Мы с мамою нашей большие друзья”), и чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А.Филиппенко “Мама я тебя люблю”). Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему –  от матери”.

Особое значение в рамках патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Песни этой тематики легко запоминаются детьми. Особенно популярны у них “Бравые солдаты” муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить” муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием  быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.

При разучивании этих песен, я использую разные презентации, которые создают целостный образ защитника Отечества, и отслеживает связь поколений (от старшего брата – к самому младшему ребёнку). Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: «День защитника Отечества», «День Победы», «День Флота» и т. д. Папы, приходящие на такие развлечения рассказывают об армии, о родах войск, боевой технике, участвуют в эстафетах и конкурсах.

В летний оздоровительный период, я обязательно провожу праздники: «День семьи и верности» и «День Флота». Учитывая специфику наполняемости групп детьми разного возраста, педагог должен знать возрастные особенности детей, и соответственно подбирать музыкальный репертуар, организовывать процесс взаимодействия детей разного возраста.

Совместное творчество детей разных возрастов на музыкальных занятиях и досугах развивает в них не только творческие способности, но и формируются нравственные представления, чувства, переживания, осознаются оценки собственных поступков и поступков товарищей – младших и старших.

В предыдущие несколько лет, до пандемии, мы с детьми участвовали в конкурсе, который проводило МЧС. Я сама сочиняла для конкурсов визитки, тексты, иногда сказки или сюжеты на эту тему. Но самое главное в этих конкурсах то, что старшие, а иногда и средние дошкольники знакомились с сильной, важной, героической профессией. В ДОУ в развлечениях дети участвуют в музыкальных инсценировках, песнях, играх.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания  тему Великой Победы, величие подвига советского солдата.  Праздник готовится заранее, чтобы дети знали и понимали, что это за праздник – День Победы. Помимо бесед, просмотра фильмов и чтения книг, мы вместе с педагогами сада продолжаем «взрослую» традицию возложения цветов к памятникам героев-лётчиков, погибшим в ВОВ. В том числе к памятнику Б. Ф Сафонову.

-«Никто не забыт и ничто не забыто!»

Эту тему я стараюсь раскрывать ярко и образно, знакомлю детей с песнями тех времен –  исполняю сама, вовлекаю коллектив, нахожу видео-клипы  с исполнением других детей с песнями  по тематике.

Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на музыкальных занятиях, при прослушивании  песен о войне, беседами о подвиге. Праздник, посвящённый Великой Победе, закрепляет и усиливает эти впечатления.

Для дошкольников даётся образец  традиции празднования 9 мая.

Блок 3. Нравственный.

Представления о вере, духовности.

Справедливость, милосердие,  достоинство, любовь, почитание родителей, забота о старших и младших. Эти качества мы относим к нравственному чувству. Иногда это сложно объяснить маленьким детям, но на музыкальных занятиях,  с помощью музыкальных программных произведений, различных бесед, песен по этой тематике –  удаётся достичь результата. Выступления в Епархии г. Североморска и в «Доме престарелых» стало уже традицией. Мы с детьми регулярно 2-3 раза за учебный год посещаем с концертами Дом для проживания одиноких пожилых людей. Приглашать их на наши праздники: 9 мая и Масленицу. Дети сами выполняют поделки, эмоционально готовятся к концертам. После выступлений, очень часто дети в произвольной форме общаются с одинокими бабушками и дедушками, что и является самым ценным! Преемственность поколений, общение с бабушками и дедушками обогащает душу, даёт духовное наполнение и правильное понимание, как общаться, как воспринимать пожилых людей!

Ещё одной традицией было участие в акции «Спаси ребёнка». Она проходила в 2 этапа. (с поправкой на пандемию) Мы готовили музыкальные номера и показывали концерт сначала в своём образовательном учреждении, после  выступали на сцене Дома творчества с особо понравившимся концертным номером, участвовали  в городской акции «Спаси ребёнка».

При подготовке концертов проходит много бесед о милосердии, сострадании, посильной помощи больным детям. Проводятся ярмарки-продажи для сбора средств, в акции активно участвуют родители. Дети очень серьёзно подходят к подготовке и участию в этих мероприятиях.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, гражданскую позицию, а оно неотделимо от духовно-нравственного воспитания и чувства национальной гордости.

Для решения задач по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию необходимо планомерно и методично включать на музыкальные занятия,  досуги и праздники высококультурный и доступный детям музыкальный и поэтический материал. Праздники, светские, календарные и православные, являются неотъемлемой частью нашей духовной культуры и всей жизни. Приобщение к ним начинается в детском саду, в дошкольном возрасте музыкальным руководителем. Участвуя в праздничных и развлекательных мероприятиях, дети знакомятся с праздниками, их отличительными признаками, особенностями, народными и национальными традициями, в детях формируется праздничная культура.

На всех этапах подготовки и проведения праздников и развлечений (планирование, выбор содержания и тематики, подбор музыкального, игрового, театрально-драматического, поэтического репертуара, отбор персонажей и костюмов, проведение праздника) обязательно и необходимо помнить о задачах, направленных на развитие патриотических и духовно-нравственных качеств дошкольников. Знакомство детей с русскими народными и православными праздниками, обрядовыми песнями и играми, ознакомление с боевым прошлым страны, со своей малой Родиной — формирует элементы духовности, патриотизм, воспитывает национальную культуру и положительное отношение к ней.

В заключении, хочу сказать, что начиная работу по духовно-нравственному  воспитанию, педагоги должны сами хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности своего края, своей страны. Должны продумать, о чём рассказывать детям, особо выделив  характерные особенности только  данной местности, доступно показать связь края со всей страной. Любой уголок нашей страны неповторим. В каждой есть свои артисты, музыканты, поэты, выдающиеся люди, прославляющие  Отечество. И это МЫ должны сообщить нашим детям эти удивительные вещи!

 

Литература.

        Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей /Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2000.

        Ветлугина Н. А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального

     воспитания в детском саду» — учебное пособие для студентов

     педагогических институтов по специальности «Дошкольная

     педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983.

        Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Теория и методика  

     музыкального воспитания детей дошкольного возраста». М., 2007.

        Радынова О.П., Комисарова Л.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений.» Дубна: Феникс Плюс, 2011.

        Султанова Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников

    /  Н. Султанова, Н. Цилько /Дошкольное воспитание. — 2004. — №5. — С. 7-     14.

 

 

×
×