Автор: Малахова Наталья Витальевна
«Смешанное обучение – как одно из условий формирования универсальных учебных действий младших школьников»
Только подумайте, но классно-урочная система, которую Ян Амос Коменский ввел в практику образования почти 400 лет назад, уже не столь актуальна. Четыреста лет учитель входил в класс и начинался урок, который все эти годы проходил по одному и тому же сценарию: проверка домашнего задания, затем объяснение новой темы. Но вот появился в нашей жизни компьютер, и – революция свершилась! Поток информации в современном мире оказался настолько стремителен, что приходится «бежать со всех ног, чтобы только оставаться на том же месте». А уж чтобы двигаться вперед…
Поэтому сам собой возник вопрос, возможно ли в этих условиях учить детей так же, как мы это делали вчера. Правильно ли сегодня делать так: учитель добывает знания и передает их ученику, а ученик пассивно их воспринимает. Сейчас все абсолютно уверены, что для современной школы необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. Они должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у ребят навыков критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей. Иначе говоря, из пассивного поглотителя знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика.
Что это такое?
Смешанное обучение – один из трендов современного образования и по оценкам прогнозистов останется таковым и в ближайшее десятилетие.
На уроках мне нравится использовать модель «Ротация станций» или «Смена рабочих зон». При реализации этой модели класс делится на несколько групп и пространство в кабинете делится на 3 зоны: 1) зона непосредственного взаимодействия с учителем, 2) зона работы онлайн и 3) зона работы в группе.
В зоне «Онлайн» используются цифровые образовательные ресурсы — неотъемлемая и очень важная составляющая смешанного обучения.
Несомненны преимущества онлайн обучения: экономия времени.
В зоне онлайн учащемуся предлагается выбор способа освоения новой темы. Это может быть видеоролик, презентация, электронный учебник, интерактивное упражнение. Разнообразие видов заданий (викторина с выбором ответа, выделение слов, распределение по группам, классификация, кроссворд, игры и викторины и т. д.) делает процесс обучения увлекательным. При этом ученик может выполнять задание несколько раз до тех пор, пока не выполнит правильно. Главное в интерактивных заданиях — чтобы ученик научился, а не получил отметку.
Для работы в зоне онлайн я чаще всего использую материалы платформ «Учи.ру», «ЯКЛАСС», Яндекс учебник., Ю-туб.
Благодаря тому, что функцию объяснения темы пусть и частично берет на себя программное обеспечение, учитель может уделить больше времени индивидуальной работе с учениками в зоне «С учителем». В этой зоне учитель может проработать самые сложные аспекты учебного материала. Ориентируясь на уровень подготовки группы, учитель организует работу таким образом, чтобы она способствовала не только усвоению учебного материала, но и освоению способа применения полученных знаний и выработке навыков их применения.
В зоне групповой работы выполняют задание, действуя группой.
Выбор способа формирования групп определяется учителем в зависимости от имеющегося временного ресурса, наличия/отсутствия в классе конфликтов, сложившихся традиций групповой работы и т. д. Принципы формирования групп могут быть самые разнообразные. Сначала нужно научить детей работать в группе. Правила работы в группе должны быть короткими и их должно быть немного. Идеальным вариантом считаю правила работы, сформулированные Людмилой Г. Петерсон:
Работать должен каждый на общий результат;
Один говорит, другие слушают;
Свое несогласие высказывай вежливо;
Если не понял, переспроси.
За время урока каждая группа проходит все зоны. Группа с высоким уровнем подготовки обычно начинает с групповой работы, т.к. в данной группе ребята мотивированы, имеют хорошую базу знаний для изучения новой темы. Делать группу только из слабых учеников не стоит.
Структура урока по технологии смешанного обучения, так же как и пространство кабинета организовывается учителем специально.
Смена рабочих зон может происходить на уроке любого типа. И на уроке открытие новых знаний, на уроке систематизации и применение знаний, на уроке рефлексии, на уроке контроля.
При смешанном обучении у детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать им на практике.
При организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи.
При подведении итогов я организую соотнесение учащимися результатов своей учебной деятельности с поставленными в начале урока целями. Именно формирующее оценивание помогает каждому учащемуся осознать прогресс в знаниях, понять, что он узнал, чему научился, и над чем ему ещё надо поработать. Именно здесь закладываются основы ответственности за результат своей деятельности.
Я уверена, что идеи смешанного обучения займут достойное место и в педагогических системах, потому что смешанное обучение соответствует духу времени, и станет движущей силой российского образования.
Ведь «В мире нет ничего более могущественного, чем идея, время которой пришло» В. Гюго
Главный вывод таков: смешанное обучение – это на сегодня ведущая технология и будущее российских школ.