Автор: Галаова Залина Юрьевна
Среднесрочный проект
«Осенняя пора»
Выполнил: Галаова З.Ю. воспитатель подготовительной группы «АБВГДейка»
2022г.
Период реализации: 1 месяц.
Возрастная категория: 6-7 лет.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Продукт: альбом с мнемотаблицами «Что случилось осенней порой?»
Обоснование актуальности выбранной темы:
Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является развитие речи. Речевые навыки у дошкольников формируются в процессе общения со взрослыми и сверстниками, постоянно совершенствуясь. Особое внимание педагогов привлекает развитие связности речи. Ведь говорить могут все, но говорить красиво – лишь единицы.
Одним из эффективных приемов развития связной речи является мнемотехника.
Она представляет собой систему различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти детей путём образования дополнительных ассоциаций. Основным ее «секретом» является опора на особенности человеческого воображения: когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, а впоследствии при припоминании по одному из образов этой ассоциации воспроизводит все ранее соединённые.
Настоящий проект посвящен применению мнемотехнических приемов в рамках изучения лексической темы «Осень».
Проблема: у воспитанников плохо развиты умения содержательно и логично строить высказывания.
Цель и задачи
Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством применения возможностей мнемотехники.
Задачи проекта.
Образовательные:
· Способствовать расширению кругозора.
· Формировать у детей умение связно, последовательно, грамматически правильно излагать собственные мысли.
· Формировать умение составлять описательные рассказы о природе с опорой на мнемотаблицы.
· Познакомить детей с элементарными формами символизации.
· Познакомить со способом составления мнемотаблиц.
Развивающие:
· Содействовать развитию монологической и диалогической речи.
· Способствовать активизации словарного запаса.
· Содействовать развитию когнитивных процессов: памяти, мышления, внимания, воображения.
Воспитательные:
· Воспитывать любовь к природе.
· Воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности.
Предполагаемые результаты:
• у детей расширится круг знаний о природе;
• у детей расширится словарный запас;
• в речи детей появится больше развернутых предложений;
• дети проявят интерес к пересказыванию текстов, разучиванию стихов.
Предполагаемые риски проекта:
· дети не проявят интерес к теме проекта;
· детям сложно будет самостоятельно создать мнемотаблицу.
Маршрут реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
· Постановка проблемы.
· Поиск способов решения проблемы.
· Работа с информационными ресурсами.
· Планирование деятельности.
· Подготовка материалов для работы с детьми, разработка мнемотаблиц.
· Привлечение к сотрудничеству родительскую общественность.
2. Основной этап:
Организация работы с детьми и родителями
3. Заключительный этап:
Создание продукта: альбом с мнемотаблицами «Что случилось осенней порой?».
Подведение итогов, анализ результатов проекта.
Организация работы с детьми и родителями |
|||
Срок |
Взаимодействие с детьми |
Взаимодействие с родителями |
|
1 неделя |
10.10.2022г |
Наблюдения на прогулке «Что случилось осенней порой?»
Рассматривание и обсуждение картины И. Левитана «Золотая осень» |
Анкетирование «Развитие связной речи моего ребенка» |
11.10.2022г. |
Дидактическая игра «Осенние слова» Чтение: И. Бунин «Листопад» |
||
12.102022г. |
Дидактическая игра «Назови, какая погода?»
Заучивание наизусть: Н. Минский «Листопад» |
||
13.10.2022г. |
ОД Составление описательного рассказа по картине И.С. Остроухов «Золотая осень» с использованием мнемотаблицы. |
||
14.10.2022г. |
Творческая мастерская: раскрашивание с последующим описанием «Осенние истории» |
||
Каждый день |
Физкультминутки на осеннюю тематику. |
||
2 неделя |
17.10.2022г. |
Рассматривание осеннего дерева на прогулке.
Чтение: К. Д. Ушинский «Спор деревьев» |
Оформление информационного стенда «Развитие связной речи детей» |
18.10.2022г. |
ОД Составление описательного рассказа по картине И.С. Остроухов «Золотая осень» с использованием мнемотаблицы. |
||
19.10.2022г. |
Дидактическая игра «Приметы осени»
Заучивание наизусть: А. Плещеев «Осень наступила» |
||
20.10.2022г. |
ОД «Яркие краски осени». |
||
21.10.2022г. |
Дидактическая игра «Один — много» |
||
Каждый день |
Физкультминутки на осеннюю тематику. |
||
3 неделя |
24.10.2022г. |
Наблюдение за листопадом.
ОД Составление описательного рассказа по картине Ивана Шишкина «Ранняя осень» |
Подготовка буклетов «Использование мнемотехники в работе с детьми при заучивании стихотворений» |
25.10.2022г. |
Дидактическая игра «Я начну, а ты закончи»
Заучивание наизусть: И. Токмакова «Осень». |
||
26.10.2022г. |
Дидактическая игра «Все наоборот»
Слушание: «Времена года» П. И. Чайковский |
||
27.10.2022г. |
Рассматривание и обсуждение по картине Г. Мясоедова «Осеннее утро»
Чтение: К. Бальмонт «Узорный сарафан» |
||
28.10.2022г. |
Творческая мастерская: рисование под музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский «Октябрь»).
Заучивание наизусть А.Фета «Ласточки пропали» |
||
Каждый день |
Физкультминутки на осеннюю тематику. |
||
4 неделя |
31.10.2022г. |
Рассматривание и обсуждение картины Г. Мясоедова «Осеннее утро»
Заучивание наизусть И.Винокурова «Подарки осени»
Дидактические игры: «Скажи наоборот» |
Тематическое задание: заучивание стихотворения «Осень к нам пришла…» по мнемотаблице. |
01.11.2021г. |
Чтение: С. Есенин «Осень»
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» |
||
02.11.2022г. |
Заучивание наизусть: К. Бальмонт «Осень»
Творческая мастерская: лепка «Осенний лес» |
||
03.11.2022г. |
ОД «Составление описательного рассказа об овоще» |
||
07.11.2022г |
Презентация описательных рассказов об осени (подготовленных совместно с родителями) |
||
Каждый день |
Физкультминутки на осеннюю тематику. |
Список информационных ресурсов
1. Акимова Г. Память – на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
2. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. — СПб: Детство-Пресс, 2011.
3. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.