ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ

Автор: Сидоров Алексей Алексеевич

Сидоров Алексей Алексеевич

Преподаватель физической культуры

ГБПОУ Челябинский энергетический колледж им. С. М. Кирова

 

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В настоящее время пропаганде «ЗОЖ» среди молодежи не уделяется должного внимания. Низок уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых. Учащиеся школ не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье.

Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения — важнейшая социальная задача государственного значения и масштаба.

Здоровье нашей молодёжи во многом зависит от образа жизни, в частности от привычек. Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, а вредные тормозят ее становление. К вредным привычкам можно отнести нерациональный режим дня, нерациональное питание, низкая физическая активность.

Но наиболее вредными являются употребление наркотиков, курение, злоупотребление алкоголем. Эти привычки могут, незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.

 

 

1. Наркомания

Наркомания – это болезненное влечение к употреблению некоторых лекарств и веществ, парализующих центральную нервную систему и вызывающих состояние эйфории. По данным социологов, изучавших проблему наркомании в нашей стране, выявлено более 14 тысяч несовершеннолетних наркоманов. Ежегодно рост наркомании среди подростков увеличивается на 15%.

Социологические исследования показывают, что среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет употребляли наркотические и токсикоманические средства хотя бы один раз в жизни — 56% мальчиков и 20% девочек.

На первых порах употребления наркотика наблюдается наркотическая эйфория — прилив бодрости, улучшение настроения — нередко беспричинный смех, весёлость, возникает чувство радости бытия, всесильности, раскованности, вседозволенности, ясности мышления, величия. Все эти ощущения иллюзорны и через определённое время, в зависимости от вида наркотика и длительности его употребления, исчезают.

Важнейшим фактором возникновения наркомании в молодежной среде является мода на наркотики и любопытство. Особая опасность возникает тогда, когда наркотик, принятый из любопытства или от скуки, вызывает приятные ощущения. В результате у подростка возникает желание повторно испытать те же чувства. Следствием этого является психическая зависимость от наркотика.

Неустоявшаяся и не окрепшая еще психика подростка также способствует возникновению пристрастия к наркотикам и развитию наркомании среди молодежи.

Причиной употребления наркотиков является часто влияние группы ровесников, в которой царит наркоманский стиль жизни. Причем в данном случае наркомания у молодежи становится приятной и легкой альтернативой школе и семье, где дела часто идут не так гладко.

Возможными мотивами потребления наркотических и токсикоманических средств подростками являются:

Индивидуальные мотивы – любопытство; стремление получить удовольствие (физическое, психологическое); нейтрализация отрицательных эмоций; стремление выйти из состояния скуки, бездействия.

Социальные мотивы — желание занять место в группе сверстников и соответствовать принятым в ней нормам, подражание друзьям; подчинение угрозам и давлению со стороны наркодилеров.

Патологические (болезненные) мотивы – мотивы ухода (назло себе, взрослым); потеря смысла жизни; протест, ощущение себя лишним в жизни; поведение, обусловленное психическими расстройствами; биологическая потребность на стадии физической зависимости от психоактивного вещества.

Самыми распространёнными наркотическими веществами среди молодёжи являются: так называемая «соль» (альфа PvP, мефедрон) составляет около 55%; героин19%; снотворные или иные медицинские препараты, чей эффект после употребления сравним с распространёнными наркотиками, составляет без малого 22% от общего числа; в редких случаях травка, на неё приходится не более 4%.

 

2. Курение

Куре́ние — вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях. Как правило, применяется для употребления курительных смесей, обладающих наркотическими свойствами (табак, гашиш, марихуана, опиум, крэк и т. п.) благодаря быстрому поступлению насыщенной психоактивными веществами крови в головной мозг.

Никотин – это чрезвычайно сильный яд, действующий преимущественно на нервную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, а также на пищеварение. К тому же никотин вызывает зависимость организма. 

Проблема курения среди подростков распространяется со скоростью эпидемии, курение, по мнению подростков, это вредная привычка, которая не несет сильной угрозы.

Подростки находят массу причин, чтобы начать курить:

— подражание старшим товарищам, своим «авторитетам», родителям;

— давление со стороны сверстников;

— чувство новизны, интереса;

— желание «выделиться» и казаться взрослее;

— влияние фильмов;

— доступность сигарет.

Подросткам в силу своей незрелости тяжело оценить, чем опасно курение. 

За последние 20 лет число курильщиков в России увеличилось на 450 тысяч человек. Так, в возрасте 15-19 лет курят 7% девушек и 40% юношей. В среднем в день они выкуривают 7 и 12 сигарет соответственно. В

В цифрах статистика курения выглядит так — более 3 миллионов подростков: 0,5 миллиона девушек и 2,5 миллиона юношей. Количество курящих, среди учащихся профессиональных составляет 64% девушек и 75% юношей, из них у каждого десятого — выраженная табачная зависимость. 

Сейчас прослеживается чёткая тенденция к увеличению табакокурения среди молодежи и к более раннему началу постоянного курения. Очень сильно заметно увеличение числа курящих молодых девушек.

 

3. Алкоголизм

Алкогольные напитки (также спиртные напитки) — напитки, содержащие этиловый спирт. 

Сегодня алкоголизм молодежи стал привычным явлением. По статистике, средний возраст, в котором начинают пить спиртное, составляет 14 лет. При этом около 33% юношей и 20% девушек используют слабоалкогольные напитки на постоянной основе. Обычно подростки и молодые люди отдают предпочтение пиву, так как считают его безобидным и безопасным, и не думают о том, что оно способно вызывать зависимость.

Подростки пробуют спиртное по таким причинам:

·  любопытство — им интересно узнать, что пьют взрослые;

·  желание стать взрослым — детям кажется, что, если они начнут вести себя, как лица старшего возраста, то тоже повзрослеют;

·  стремление улучшить свою репутацию в группе — когда пьют друзья, подросток обычно тоже начинает выпивать, чтобы с него не издевались;

·  желание избавиться от страха, сильного стресса;

·  скука, незнание, чем себя занять.

Также к мотивам, способствующим распространению алкоголизма среди молодежи, относятся:

·  неудовлетворительная обстановка в семье;

·  неадекватно заниженная самооценка;

·  серьезные конфликты с окружающими;

·  неудовлетворенность собственной жизнью.

 

 

 

Заключение

Сохранение и укрепление здоровья молодого поколения — одна из наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только незначительная часть выпускников школ являются полностью здоровыми, поэтому воспитание молодёжи приобретает социальную значимость.

Здоровый образ жизни — важнейшая составляющая существования современного человека. Он обеспечивает всестороннее раскрытие творческих способностей, рациональное использование интеллектуальных и физических ресурсов каждого человека в интересах общества и всестороннего удовлетворения личных потребностей, основанных на высоконравственной морали. Образ жизни человека в значительной мере определяется и формируется культурой личности и общества.

Важнейшими факторами здорового образа жизни являются физическая культура и спорт. Систематические занятия физическими упражнениями и спортом, укрепляют здоровье и развивают физические способности молодежи, сохраняют здоровье, усиливают профилактику неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания. Особое значение имеет физическая активность человека, регулярная мышечная деятельность, лежащая в основе жизнедеятельности всего организма.

Таким образом, только хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний способствует снижению заболеваний, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровье молодёжи, формирование активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.

 

 

 

Список литературы

1. Александров А. А., Александрова В. Ю. Курение и его профилактика в школе. М., 1996г.

2. Брюн Е.А., Сорокин В.С. Профилактика наркомании: стратегии и методы [Текст] / Е.А. Брюн, В.С. Сорокин // 2-я международная научно-практическая конференция «ВИЧ/СПИД в развитых странах», 4-5 декабря 2018г. Москва

3. Галагузова М.А. «Социальная педагогика».- М:ГИЦ Владос, 2001.

4. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

5. Зайцев, С.Н. Мой алкоголизм: Самоучитель отказа от алкоголя. — Н. Новгород, 2004. — 108 с.

6. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 320 с.

7. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 256 с

8. Пискунов В.А. Здоровый образ жизни: учебное пособие / В.А. Пискунов, М.Р. Максиняева, Л.П. Тупицына // М.: МПГУ, 2012. – 86 с.

9. Ульянова И.В. Педагогика XXI века: монография / И.В. Ульянова. – М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. – 296 с.

10. Физическая культура и здоровье: учебник / Под ред. В.В. Пономарёвой. — М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001. — 352 с.

Электронный ресурс / URL:

https://med-books.info/valeologiya_739/rezyume22335.html 

Электронный ресурс:

https://med-books.info/valeologiya_739/rezyume22335.html 

http://www.narkotiki.ru

http://www.netnarkotik.ru

http://www.stop-narkotik.ru

×
×