Автор: Полянская Ирина Вячеславовна
Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними
с девиантным поведением в условиях специальных
учебно — воспитательных учреждений
Полянская Ирина Вячеславовна, учитель 1- ой категории, Государственное казенное специальное учебно-воспитательное учреждение Специальная общеобразовательная школа № 2 (открытого типа) Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург, polirina65@yandex.ru,
8 (952) -201-34-22
Среди многочисленных проблем, с которыми встречаются в настоящее время педагоги – это проблема девиантного поведения школьников. Число таких учащихся с каждым годом растет, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющего поведения.
Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть такое социальное поведение, которое не соответствует установившимся в данном обществе нормам (И. А. Невский)[6, с. 16]. Известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали [5, с. 26].
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое). Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны –преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
На сегодняшний день проблема социальной девиации или девиантного (отклоняющегося) поведения у детей актуальна во многих учреждениях дошкольного, среднего и дополнительного образования. Иногда дети ведут себя грубо не только по отношению друг к другу, но и к учителю, воспитателю, родителю. Ученики нарушают дисциплину и правила поведения в школе: опаздывают на уроки, во время занятия невнимательны и вялы или, наоборот, вспыльчивы и импульсивны. В последнее время участились случаи, когда дети наносят друг другу серьёзные физические увечья.
Основными формами девиантного поведения в школе являются:
1. Агрессия: физическая (драки, причинение телесного вреда), вербальная (сквернословие, сплетни), невербальная (поза, жесты, мимика).
Скрытая агрессия может выражаться в форме протеста против правил поведения, установленных в школе или в обществе в целом (вандализм, вызывающая одежда/причёска, курение в здании школы, постоянные опоздания, прогулы и т.д.).
2. Тревожность: выражается в крайней застенчивости, неуверенности в себе и в своих способностях, низкой самооценке.
Высокий уровень тревожности нередко проявляется психосоматическими нарушениями (ВСД, мигрени, тошнота, рвота, кожные высыпания, частые простудные заболевания) и может приводить к серьёзным формам школьной дезадаптации.
3. Демонстративность: выражается в форме позёрства, самолюбования, лести, заискивания, постоянных капризов.
Как правило, дети, имеющие выраженные демонстративные черты, прекрасные манипуляторы (используют для этого самые разные приёмы, вплоть до симуляции болезни). Они искусно умеют создавать себе определённый «образ». Эти дети склонны к преувеличению и приукрашиванию событий, что нередко приводит к искажению фактов.
4. Зависимость: игровая (азартные игры), компьютерная, наркотическая (курение, алкоголь, наркотики).
Причины, которые являются источником девиантного поведения, имеют сложную природу и требуют особого внимания. К ним относятся:
1. Биологические факторы: генетические факторы, передающиеся по наследству ( нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы); психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, приводящих к различным соматическим заболеваниям; физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих.
2. Фактор неблагополучной семьи: дисгармоничный стиль внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, гиперопеку, а с другой – провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей. «Все обиды, все раны детской души, все ссоры в семье, в школе отреагируются подростками, причем грубо, по-хамски, с всевозможными вывертами и даже антисоциальными поступками» [2, с. 132].
3. Морально-этический фактор: низкий моральный уровень современного общества, разрушение ценностей, бездуховность, психология вещизма и отчуждение личности, деградация и падение нравов.
4. Социально-экономические факторы: социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, обнищание значительной массы населения, безработица, инфляция и, как следствие, социальная напряженность.
5. Социально-педагогические факторы: недостатки школьного, семейного или общественного воспитания.
Таким образом, девиантное поведение предстает перед нами как нормальная реакция ребенка на ненормальные для него условия жизни, в которых он оказался. С другой стороны, это его язык общения с социумом, когда другие приемлемые способы уже исчерпали себя или недоступны.
Для коррекции девиантного поведения в педагогике выделяют следующие технологии:
1.Технология социально-педагогической профилактики: направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Кроме того, здесь большое внимание уделяется восстановлению или коррекции качеств личности, особенно его нравственных и волевых качеств.
Сознательный человек — это тот, кто обладает развитой способностью владеть своими побуждениями, поступками во имя нравственных целей и никогда не допустит нарушений закона. Вот почему у подрастающего поколения следует формировать следующие волевые черты его поведения: быть хозяином своего слова и дела; сдерживать стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу; концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время; ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.
Быть свободным — значит обладать развитой волей. Не случайно у подростков и юношей, допускающих аморальные выходки, проступки и преступления, отсутствуют сформированные волевые качества. Эти дефекты обычно возникают в раннем школьном возрасте и уже затем, закрепившись, выступают как отрицательные волевые черты характера, проявляющиеся в той или иной мере в поступках и действиях.
Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы, которая включает деятельность кружков, совета школы, экскурсионную работу, специальные занятия по формированию культуры поведения в образовательном учреждении, общешкольные мероприятия, взаимодействие с другими учреждениями.
2.Технология психолого-педагогического сопровождения: является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, администрации и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребенка, родителей, классного руководителя, учителей-предметников.
3. Технология социально-педагогической реабилитации: рассматривается как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона — от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе [4, с. 154].
Виды реабилитации: медицинская, психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая.
Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.
Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.
Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.
Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка.
Социальная реабилитация — это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.
Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.
Социально-педагогическая реабилитация — это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.
Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами.
Следует отметить, что в коррекции девиантного поведения необходимо осуществлять комплексный подход и задействовать в работе разных специалистов: учителя, психолога, врача, социального педагога, дефектолога.
К основным принципам работы с детьми с девиантным поведением можно отнести следующее:
1) Опора на положительные качества несовершеннолетнего.
Недопустимо категорическое осуждение ребенка, имеющего отклонения в поведении, высказывание мрачных прогнозов. Необходимо следовать путем создания для него «ситуации успеха», уметь найти положительное в поведении подростка, строить согласно этому всю педагогическую деятельность.
2) Формирование будущих жизненных устремлений.
Имея, как правило, хроническую неуспеваемость в школе, подростки часто отчаиваются, не верят в свои силы, не видят будущего. Для такого подростка важно дальнейшее профессиональное самоопределение, и в этом случае помощь педагога вместе с психологом направлена на определение его будущей профессии, выбор соответствующего интересам и возможностям подростка учебного заведения и трудоустройство.
3) Включение в значимую для него общественно-полезную деятельность.
Это сложная задача, так как требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом детей. Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его некачественного использования. Если благополучные подростки самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.
4) Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком.
В силу отсутствия у дезадаптированных детей опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего. Терпение и выдержка – главные помощники в работе с такими детьми.
Таким образом, формы и методы работы с детьми с девиантным поведением направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, и др.; в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи. Все эти меры являются основой воспитательной работы, ее главной направляющей силой.
Список литературы:
1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 1986.
2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра . – М.: Просвещение,1988.
3. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учебное пособие / Е. В. Змановская. – М.: Академия, 2003.
4. Ковальчук М. А. Девиантное поведение, профилактика, коррекция, реабилитация. – М.: Владос, 2014.
5. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989.
6. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. – М.: Просвещение, 2003.
7. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект, 2005.