Оригами — это важно

Автор: Кулагина Наталья Владимировна

Оригами – это важно

        Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять большое внимание развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук ребенка. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо. Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью(зрительной и двигательной).

Анализ литературы показывает, что техника «оригами» всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста. Является очень актуальной на современном этапе развития отечественной педагогики. Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б.Косминская, Е.И.Васильченко, А.С.Макаренко, Т.С.Комарова и другие, большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Ф.Фребелю. Проблема совершенствования мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе.

Бумага является отличным материалом для детского творчества. Она одновременно прочна и податлива. Дети очень любят работать с бумагой — она доступна как материал и проста в обращении. Работая с бумагой, ребенок овладевает различными приемами и способами – сгибание листа, надрезание, склеивание. Впервые дети знакомятся с техникой оригами в средней группе.

Оригами – это гарантия всестороннего развития вашего ребенка и успешной его подготовки к школьному обучению. Оригами – это концентрация внимания, так как это занятие заставляет малыша сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, при этом совершенствуется мелкая моторика рук и точные движения пальцев, глазомер. Оригами – это навыки конструктивного мышления детей, и первый опыт творческого воображения, воспитание художественного вкуса. Оригами – это тренировка памяти, так как чтобы ребенок, мог самостоятельно сделать поделку, он должен запомнить последовательность всех стадий ее  изготовления, все приемы и способы складывания. Оригами – это первое знакомство детей с основными геометрическими понятиями ( угол, сторона, квадрат, треугольник и др.) и одновременно – обогащение их словарного запаса. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети невольно включаются в игру, становятся сказочными героями, совершают путешествия в сказочную страну.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. У них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

До начала работы с бумагой полезно выполнить подготовительные упражнения «Пальчики здороваются» и « Здравствуйте ручки». Материал по оригами можно использовать в соответствии с запланированными темами занятий по развитию речи и экологии, а сложенные детали игрушек применять как материал для занятий по формированию у детей количественных представлений и овладения счетом.

Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог должен освоить основы техники складывания бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складированием классических моделей. Перед очередным занятием необходимо приготовить образцы фигурок в двух экземплярах ( один в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой в развернутом), материал для складирования, необходимый каждому ребенку: бумага определенного цвета, формы, размеры, фактуры, клей, карандаши, диомастеры.

Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются память, внимание, слух, зрение.

Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, полезна и для подготовки руки к письму, где у многих детей наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук – движения неточные, нескоординированные, затруднены, изолированы движения пальцами.

Таким образом, возможности оригами в образовательном процессе ДОУ нельзя недооценивать. Во – первых, это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит практически сразу, а не по истечении длительного времени. это очень важно, т. к. у детей долгое ожидание результата приводит к потере интереса. Во –вторых, результат – полученное изделие всегда может быть применено в качестве подарка, праздничного украшения, игрушки.          В – третьих, сам процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих задач, стоящих перед дошкольным воспитанием.

 В.А Сухомлинский писал, чем больше мастерства в детской ручке, тем умнее ребенок.

Список литературы:

1.     Брукс – Билсон,  Р. Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики.

/ Борисенко,  М. Г. Учебник. —  СПб.: Питер, 2008. – 125с.

(Серия « Учебники для вузов»).

2.Гризик, Т.И.  Ловкие пальчики: пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2007. – 128с.

3. Кобитина, И.С. Работа с бумагой: поделки и игры. – М.: Сфера, 2009. – 152с.

×
×