Автор: Шаршакова Людмила Борисовна
Путь к успеху
Наставничество в воспитательном процессе
Шаршакова Людмила Борисовна.
методист, куратор программы наставничества
Дворец творчества «У Вознесенского моста»
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
В любом педагогическом процессе составляющие его факторы находятся в тесной взаимосвязи. Умение изменить один фактор так, чтобы получить соответствующее изменение другого, сделает педагогический процесс более целенаправленным. В науке различают две формы взаимосвязи.
Функциональная связь отражает четкую однозначную зависимость, при которой изменение какого-либо одного фактора неизбежно приводит к однозначному изменению другого. Установление функциональных связей между педагогическими факторами — дело интересное, но чрезвычайно проблематичное.
Более реальным является установление так называемых статистических связей, или
корреляций.
Корреляция — это соотношение, соответствие, взаимосвязь, взаимозависимость предметов, явлений, понятий, процессов. Это взаимосвязь двух или нескольких случайных параметров. Она отображает приближенную взаимосвязь и не дает точных ответов. Поэтому мы можем говорить, что существуют положительные и отрицательные корреляции.
Если говорить о корреляции программ воспитания и наставничества в дополнительном образовании, то мы можем установить некое их соотношение, соответствие, взаимосвязь, взаимозависимость. А также посмотреть, как они в целом влияют на организацию воспитательного процесса, на формирование личности.
С этой целью можно провести сравнительный анализ и установить взаимосвязь следующих составляющих этих двух программ:
1 – задач
2 – содержание деятельности
3 – результат реализации программ.
Итак, программа воспитания нашего ДТ «У Вознесенского моста» ставит своими задачами:
1.содействие приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе личных проб в совместной деятельности и социальных практиках
2.содействовать развитию социальной активности воспитанников через включение их в жизнедеятельность Дворца.
3.реализовать потенциал наставничества в воспитании обучающихся как основу взаимодействия людей разных поколений, мотивировать к саморазвитию и самореализации.
4.реализовать идеи персонофикации, а именно участвовать в разработке и реализации технологии проектирования индивидуальных маршрутов воспитания и социализации школьников в дополнительном образовании, построенных на основе их личностно значимых проблемах.
5.способствовать участию в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, тем самым создавая ситуацию успеха, возможность самоутвердиться, повысить личностную самооценку.
Если сравнивать эти задачи с задачам программы наставничества, то мы увидим, что во многом, а именно практически во всем, они совпадают. Целевая модель наставничества создает условия для обеспечения современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей, максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемых, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации, а также для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся. Задачами её во Дворце являются:
− раскрытие потенциала каждого наставляемого;
− преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров;
− создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации);
− формирование активной гражданской позиции наставляемого;
− развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире;
− формирование предпринимательского потенциала, наставляемого (проактивное мышление, практикоориентированность, способность решать нестандартные задачи и др.), в том числе через участие в проектных конкурсах и программах;
− создание условий для осознанного выбора профессии обучающимися и формирование потенциала для построения успешной карьеры;
− создание условий для реализации принципа равных возможностей в образовании.
Из этого следует, что в нашем ДТ эти два документа тесно между собой взаимосвязаны и дополняют друг друга. И Программа наставничества является составной частью программы воспитания Дворца творчества. И как следствие рабочие программы воспитания педагогов дополнительного образования являются составной частью ДООП, и в них также прописано участие в мероприятиях программы наставничества.
Второй компонент сравнительного анализа или корреляции: содержание деятельности.
Программа воспитания ДТ включает в себя 7 модулей. В самой тесной взаимосвязи с программой наставничества находятся все модули, но особенно хочется выделить 4 модуля:
— модуль «Воспитательная среда». Его целью является развитие социальной активности воспитанников через включение их в жизнедеятельность ДТ. Воспитательная среда – это совокупность предметно-пространственного, поведенческого, событийного и информационно-культурного окружения обучающихся, это уклад жизни образовательной организации, которые формируют ценности смыслы, правовые нормы, нормы общения и отношений.
— модуль «Детское объединение профориентация». Его цель: содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе личностных проб в совместной деятельности и социальных практиках, а также использовать в воспитании детей возможности занятий по ДООП как источник поддержки и развития интереса к познанию и творчеству.
— модуль «Наставничество и тьюторство». Его целью является реализация потенциала наставничества в воспитании обучающихся как основа взаимодействия людей разных поколений, мотивация к саморазвитию и самореализации на пользу людям. Реализации этой цели посвящена вся программа наставничества, реализуемая в ДТ с её целью, задачами и мероприятиями.
— модуль «Самоопределение». Это — участие в городской педагогической лаборатории «Проектирование и реализация индивидуальных маршрутов воспитания и социализации школьников в дополнительном образовании». Цель коллективного исследования заключается в обосновании системного представления о возможностях в современных условиях трансформации традиционного общего образования в контексте персонофикации образования. Цель нашей педагогической лаборатории: разработка педагогической технологии проектирования индивидуальных маршрутов воспитания и социализации школьников в дополнительном образовании, построенных на основе их личностно-значимых проблем и обосновать комплекс педагогических условий реализации таких маршрутов для построения персонофицированного образовательного процесса.
Эти модули программы воспитания наитеснейшим образом перекликаются с программой наставничества, взаимосвязаны, взаимозависимы и характеризуются общими показателями или величинами.
Другие модули: Учебное занятие, работа с родителями и профилактика, — тоже имеют отношение к программе наставничества, но в меньшей степени.
И третий показатель корреляции: результат реализации программ.
Эти показатели характеризуются статистическими данными:
— формой представления обучающимися достижений и способы их оценки. Здесь мы выделяем две группы результатов:
— внешние — это победы обучающихся в конкурсах и соревнованиях, увеличение числа участников проектов и числа участников программы наставничества. К слову, число участников программы наставничества в этом году у нас выросло по сравнению с прошлым годом в два раза.
— внутренние – их измерить нельзя, но мы проводим опросы и анкетирование, которые помогают нам понять внутренний мир ребенка, его ценности и жизненные смыслы, чувства, идеалы и переживания.
Таким образом, участие в реализации Целевой модели наставничества является частью участия в программе воспитания ДТ поскольку программа наставничества является составной её частью. В принципе, такую же аналогию можно провести и с образовательным процессом в дополнительном образовании.
Если говорить о дополнительном образовании, то следует выделить некоторые особенности в реализации программы наставничества отличные от общеобразовательных учреждений. Я о них говорила уже не раз, но хочу вновь акцентировать на этом внимание:
— ни один ВУЗ страны не готовит кадры для учреждений дополнительного образования, к нам приходят работать специалисты по направлениям деятельности. Поэтому наставничество с незапамятных времен было неотъемлемой частью работы в дополнительном образовании, всегда более опытные педагоги были наставниками у молодых, и наши учреждения готовили себе кадры сами. Свидетельством этому может служить то факт, что в нашем Дворце более 30% педагогов – это наши бывшие выпускники, еще значительная неучтенная часть – когда-то занимались в кружках, секциях и клубах других учреждений дополнительного образования. Ни это ли лучший пример и доказательство наставничества в дополнительном образовании.
— в учреждениях дополнительного образования реализуются дополнительные общеобразовательные программы разных сроков освоения от 1 года до 5-7, иногда 9 лет, формируются разновозрастные группы (студии, комплексы, клубы и т.д.), дети приходят к нам на непродолжительное время в разные дни недели. Поэтому выстроить систему наставничества как в школе в наших учреждениях тоже невозможно. Следовательно, система внедрения наставничества в УДОД будет отличаться от некоторых постулатов, прописанных в ЦМН. Именно по этой причине наставничество в дополнительном образовании может строиться в основном в рамках одной группы или одного детского творческого коллектива.
— отсюда вытекает следующая особенность. В наставничестве для учащихся не может быть куратора, т.к. дети знают только своего педагога, к которому они приходят на занятия. И только педагог может управлять процессом наставничества в своем коллективе, т.е. быть тьютором. И куратор в таком случае работает непосредственно с тьюторами детского наставничества. Именно такая система организации наставничества по форме «ученик-ученик» создана в нашем Дворце.
В заключении хочу сказать, что наставничество, как технология воспитания, профориентации, самоопределения, развития личностных качеств, встраивается в образовательных процесс, процесс воспитания и управления и становится ключевой технологией образовательного процесса. При планировании деятельности образовательного учреждения и выстраивании его системы организации жизнедеятельности ДТ программа наставничества находится в согласовании с программой развития и программой воспитания. Поэтому можно смело говорить о корреляции и интеграции этих программ. И выстраивание эффективных управленческих связей, выстраивание системы работы всего учреждения по реализации программы развития и программы воспитания неизменно приведет к успеху в реализации программы наставничества.