Автор: Доценко Наталья Григорьевна
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
«Приключения юного финансиста в Индии»
Цель: формирование элементарных экономических представлений; ознакомление детей с профессиями сотрудников банка, гид; формирование толерантности по отношению к людям других национальностей; развитие фантазии и творческих способностей детей.
Задачи:
Образовательные:
· Познакомить с экономическими понятиями: «деньги», «валюта», «обмен», «банк», «банковская карта», «рынок», «торговая лавка»;
· Формирование представления о профессиях сотрудников банка, гид (экскурсовод).
· Расширить кругозор детей об Индии;
· Познакомить детей с природой, традиционным занятием и одеждой народа Индии;
Развивающие:
· Развивать познавательные и логические способности каждого ребенка;
· Развивать творческие способности, аккуратность, усидчивость;
· Развивать умения обращения с деньгами и навыки сотрудничества.
Воспитательные:
· Воспитывать уважительное отношения к деньгам, труду;
· Воспитывать толерантность и дружбу между народами, уважение к народным традициям другой страны;
· Воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование и материалы: Мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук), презентация PowerPoint «Путешествие по Индии», банковская карта, купюры разного номинала России и Индии, «воздушный шар» из шариков и стульчиков, видеозапись «Индийский танец», аудиозапись индийской музыки, а также материалы для продуктивного вида деятельности (клей, цветная бумага, карандаши, фломастеры, блёстки, бусины, пластилин и др.)
Ход занятия
Педагог. Ребята, я совершенно, озябла. Так хочется к Индийскому океану. Предлагаю отправиться путешествовать по одной из красивейших стран — Индии. Я буду вашим Гидом. Гид (экскурсовод) – человек, который проводит экскурсии, знакомит с интересными фактами, историческими памятниками и т.д.
Гид: Отгадайте-ка, ребятки, вы несложные загадки:
1) Я кладу их не в платок,
Я кладу их в кошелек. (Деньги)
2)У меня игрушка есть,
И монеток в ней не счесть.
Моя игрушка — свинка,
Дырка у нее на спинке.
Монетки в дырку я кладу,
Когда их станет много, жду. (Копилка)
Гид: О чём пойдет речь? Правильно, о деньгах.
Для комфортного дальнейшего путешествия и отдыха нам необходимо поменять валюту нашей страны на валюту Индии.
Гид: Ребята, что такое валюта? Вижу, затрудняетесь ответить на мой вопрос.
Валюта — это деньги какой-либо страны. Ведь у каждой страны свои деньги.
Как называются деньги, которыми пользуются в нашей стране?
Ответы детей: рубли.
Гид: Валюта вашей страны называется национальной. Валюта другой страны иностранной.
Рассматриваем сначала монеты.
Гид: Это что такое?
Ответы детей: монеты.
Гид: Правильно, монеты. Какая монета?
Если дети не называют все признаки монет, то Гид помогает им.
Ответы детей: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
Гид: Какие монеты вы знаете?
Дети называют монеты разного достоинства, Гид демонстрирует данную монету всем детям.
Гид: Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.
Гид достаёт банкноты.
Гид: Как можно назвать эти деньги?
Ответы детей: банкноты.
Гид: А какие они?
Ответы детей: Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.
Гид: Какие банкноты вы знаете?
Дети называют банкноты (одновременная демонстрация слайдов).
Игра «Дополни»
Гид: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется
«Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Гид: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (ответы детей). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них.
Ответы детей: пластиковую карту, нужно вставить в банкомат, знать ее пароль.
Гид: Как называется валюта Индии? Где мы можем поменять деньги?
Ответы детей: руппи, в банке.
Гид: Банк – это специальное учреждение, которое занимается денежными операциями, в том числе и обменом валют. Кто работает в банке?
Ответы детей: Банкиры, кассиры, охранники, уборщицы.
Гид: Валюту могут покупать тот, у кого есть паспорт.
Игра «Найди паспорт» (Дети передвигаются по группе в поисках документа)
Гид: Перед покупкой валюты можно посмотреть на электронное табло и узнать, сколько она стоит. (Педагог указывает на табло). Кто продает иностранную валюту.
Ответы детей: продает кассир.
Гид: (Имя ребенка) пойдет в банк и совершит операцию, которая называется…
Ответы детей: Обмен валюты.
Ребенок, нашедший паспорт идет в банк.
Игра-инсценировка «Обмен валюты»
Гид: Ну что, индийские деньги у нас есть. Отправляемся в путь! Как вы думаете, почему именно на воздушном шаре?
Ответы детей: с небольшой высоты можно всё рассмотреть, экологически чистый вид транспорта и т.д.
Гид: Занимаем свои места в корзине воздушного шара, закрываем глаза. Взлетаем (шум ветра, видео детского сада).
Слайд 1. Посмотрим вниз. Живописна и разнообразна природа Индии. Здесь и высочайшие вершины мира Гималаи, и Индо-Гангская низменность, и плоскогорье Декан. Индия расположена на полуострове Индостан, омывается водами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива.
Слайд 2. Мы прибыли в самый главный город Индии, Нью-Дели.
Индийцы очень дружелюбный и гостеприимный народ. У каждого народа свой обычай встречать и приветствовать гостей. В Индии люди здороваются, сложив вместе ладони, слегка склонив голову и с улыбкой произнося «Намаскар». (Дети повторяют приветствие)
Слайд 3. Жители Индии более смуглые, у них тёмные волосы. Одежду предпочитают яркую, пёструю. (Рассматривание индийских костюмов) Слайд 4. Летим дальше. Ребята в Индии есть свой Болливуд, где снимаются фильмы, которые смотрят по всему миру. Людям нравятся сюжеты фильмов, их музыкальность, красивые танцы.
Слайд 5. Индийская культура – это культура звука. Индийский классический танец являет собой как бы зримую музыку. Что это там внизу? Посмотрите, это индийские танцовщицы (видеозапись). Какая красивая, ритмичная мелодия! Давайте присоединимся к ним!
Физкультминутка «Индийское диско»
Слайд 6. Ведущая отрасль сельского хозяйства Индии – растениеводство. В Индии выращивают: зерновые культуры: рис, пшеницу, кукурузу, просо. Главные технические культуры: хлопчатник, джут, чай, сахарный тростник, табак, масличные (арахис, рапс и др.) Также выращивают кокосовую пальму, бананы, ананасы, манго, цитрусовые, пряности и специи.
Гид: Ребята, а вы заметили, что-то необычное в городах Индии?
Ответы детей: По городу передвигаются животные, их никто не трогает.
Слайд 7. Правильно! Животноводство является второй по значению отраслью сельского хозяйства Индии, сильно уступая растениеводству. Индия занимает первое место в мире по поголовью крупного рогатого скота и одно из последних по потреблению мясных продуктов, так как религиозные воззрения индуизма поддерживают вегетарианство, запрещают употреблять в пищу говядину и убивать коров (в древней Индии они были символом плодородия и благоденствия)
Коровы, павлины, обезьянки свободно разгуливают по улицам городов. Это очень затрудняет движение. Но они являются священными животными, поэтому и отношение местных жителей соответствующее. Ни в коем случае нельзя наносить вред здоровью этих животных – такие действия повлекут за собой наказание вплоть до заключения под стражу.
Слайд 8. Индия – родина шахмат, здесь возникла десятичная система исчисления. Их считают игрой самых мудрых. А кто-нибудь из вас умеет играть в шахматы? Сейчас мы с вами посетим индийскую лавку, где сможем за рупии приобрести шахматы.
Посещение торговой лавки.
Детей встречает индианка. Путешественники здороваются по обычаю. Продавец предлагает купить шахматы и другие подарки близким.
Гид обращает внимание детей на ценник и имеющуюся сумму.
Гид: Всегда соразмеряйте свои желания и возможности, делайте выбор в пользу главного и необходимого.
Покупаем шахматы и благодарим продавца. Прощаемся в традициях Индии.
На пути встречаем ребенка переодетого в костюм Йоги.
Слайд 9. Индийские йоги известны по всему миру. (Йога – дыхательная гимнастика). Давайте с вами примем «позу лотоса», закроем глаза и медитируем.
Релаксация под индийскую музыку.
Слайд 10. Индия славится своими коврами ручной работы. А также яркими тканями. Посмотрите на наших столах картинки с изображением слонов. Но их накидки совсем не красивые. Ваша задача их украсить в индийских традициях, используя фломастеры, блёстки, бусины.
Задание можно выполнять по индийскую музыку.
Гид: Ребята, нам пора возвращаться. Вам понравилось наше путешествие?
Ответы детей.
Заключительная часть
Возвращение домой под музыку и шум ветра на воздушном шаре (сопровождается видео с изображением детского сада с высоты птичьего полета).
В какую страну совершили путешествие?
Чем замечательна данная страна? Что Вас удивило?
Что нам понадобилось для экскурсии по Индии?
Чем отличается монета от банкноты?
Как можно назвать монеты и банкноты одним словом?
А безналичные деньги, где у нас хранятся? (на пластиковых картах).
Гид. Вы вернулись не с пустыми руками. Ваши прекрасные работы мы разместим на выставке. Пусть и родители почувствуют нежное дыхание Индии. А, возможно, проведем аукцион. Вырученные деньги направим на благотворительность. Благотворительность — это помощь, нуждающимся в чем либо.
Еще хочу сказать. «Помни, что ты живешь среди людей и сотрудничество с ними, уважение их стремлений – важная часть успеха на пути к твоим целям».