Автор: Григорян Арсен Гндзарович
Формирование познавательной активности школьника на протяжении многих лет является одной из самых актуальных проблем для ученых и педагогов. Развитие личности — очень сложный, глубокий, противоречивый, подвергающийся множеству самых разнообразных влияний, процессов. Развитие пытливости, любознательности в каждом ученике, воспитание любви к знаниям, интереса познавательной деятельности — все это составляет одну из самых важных и необходимых задач современной школы.
Мотивировать школьников к активной и плодотворной мыслительной деятельности — значит создавать благоприятные условия для развития самостоятельности и активности учащихся. Воспитанное у школьников в процессе обучения активное познавательное отношение к знаниям существенным образом перестраивает его отношение к самому процессу учения. Благодаря этому учение становится приятным, плодотворным, приносит радость и удовлетворение и ученику, и учителю.
Анализ публикаций, посвященных проблеме познавательной активности, позволил выделить два основных подхода к решению данной проблемы. Одни исследователи рассматривают познавательную активность как качество личности. Т.И. Шамова выделяет три уровня познавательной активности:
1) воспроизводящая активность: стремление учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, уметь их применить по образцу, отличается неустойчивостью волевых усилий учащегося;
2) интерпретирующая активность: стремление ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, овладению способами применения знаний в измененных условиях;
3) творческий уровень: стремление не только проникнуть глубоко в сущность явлений, но и нахождение новых способов для этого; проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие истоки, познавательные интересы.
Другие исследователи рассматривают познавательную активность как деятельность. Г.И. Щукина применительно к школьнику фиксирует тоже три уровня активности:
1. Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого. Усвоение образцов сопровождает человека всю жизнь, но уровень собственной активности личности здесь недостаточен.
2. Поисково-исполнительская активность представляет собой более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне нужно принять задачу и самому отыскать средства её выполнения.
3. Творческая активность являет собой высший уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, а пути её решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные. Следует иметь в виду, что зафиксированные научными исследователями уровни активности школьника не изолированы друг от друга.
В практике современного образования проблема развития познавательной активности рассматривается совместно с проблемой личностного роста, успешности учащихся в обучении, качественной успеваемости, продуктивности и самостоятельности в различных видах деятельности. Выраженная познавательная активность личности способствует эффективному восприятию, переработке знаний, произведению самостоятельного интеллектуального продукта, в связи с чем развитие познавательной активности личности выступает одной из важнейших задач современного образования.
В учебном процессе совершается систематическое и последовательное формирование тех личностных образований, которые подводят школьника к активной позиции в учебной деятельности. Ученик проявляет активность, любознательность, самостоятельность в учении, познавательный интерес, обладающий значительными побудительными регулятивными возможностями и активности, и самостоятельности. Весь комплекс этих личностных образований условно можно считать механизмом становления активной позиции школьника в учебной деятельности.
На наш взгляд, благоприятной почвой развития познавательной активности могут послужить уроки литературы. Литература как учебный предмет учит разбираться в жизненных явлениях, глубоких и тонких сторонах действительности. Художественные образы помогают глубже, полнее разбираться в сложных жизненных перипетиях. Обоснование учащимися своего интереса к литературе связано прежде всего с осознанием ими основных задач и направленности литературы. Проанализировав широкий спектр школьных сочинений, мы пришли к выводу, что школьники ясно видят, какую роль играет литература в их жизни, в формировании личности каждого человека. Литература раскрывает перед учениками вопросы жизни и взаимоотношения людей: «Как лучше жить?», «К чему лучше стремиться?», «Что нужно сделать, чтобы войти в жизнь по-настоящему».
Развитие познавательной активности на уроках литературы обеспечивается ежеурочной постановкой и выполнением следующих задач:
• анализ содержания учебного материала;
• использование разнообразных видов и форм ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона);
• активное применение форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;
• искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей);
• создание благоприятного психологического климата.
Работая над развитием познавательной активности учащихся, необходимо много внимания уделять проблеме познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством развития познавательной активности. Искусство учителя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым.
Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя — возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Желательно, чтобы через посредство широкого применения самостоятельных работ учитель стремился к тому, чтобы проблему ставили сами учащиеся. Важно и то, чтобы учитель сумел определить и реализовать оптимальную степень трудности проблемной ситуации (её трудность и, вместе с тем, посильность).
Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае возможно научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т.е. развивать элементы творческого мышления.
В своей деятельности учитель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом учащихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций как педагогического условия развития познавательной активности.
Успех в работе по развитию познавательной активности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.