Выбор стратегии поведения в межличностных конфликтах детей в системе дополнительного образования на занятиях изобразительным творчеством

Автор: Чвырева Татьяна Эдуардовна, Кораблева Надежда Борисовна

Государственное учреждение

дополнительного образования 

Центр внешкольной работы с детьми и молодежью Калининского района

 Санкт-Петербурга “Академический”

 

 

 

 

 

 

Статья на тему:

«Выбор стратегии поведения в межличностных конфликтах детей в системе дополнительного образования на занятиях изобразительным творчеством»

 

 

 

 

 

 

              Автор — составитель: Чвырева Татьяна Эдуардовна, педагог                      дополнительного образования

                                                        

                Консультант:   Кораблева Надежда Борисовна, методист                                

                                                                        

 

Санкт-Петербург

2022 г.

 

 

 

Выбор стратегии поведения в межличностных конфликтах детей в системе дополнительного образования на занятиях изобразительным творчеством

 

 

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года ставит целью «создание условий для самореализации и развития талантов, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, рассматривает необходимость решения таких задач, как персонализация дополнительного образования детей, интеграция его ресурсов в индивидуальные образовательные траектории; обновление содержания, технологий и форматов дополнительного образования детей, повышения качества образования; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости и всеобщности; укрепление потенциала дополнительного образования детей в решении задач воспитания и взросления» [6].

В этой связи для педагогов, работающих с детьми, актуален вопрос овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта. В своей профессиональной деятельности на занятиях по изобразительному искусству в учреждении дополнительного образования ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района СПб «Академический» (изостудия «Вернисаж), автор статьи часто явлчется свидетелем детских споров и разногласий, а иногда и конфликтов, которые негативно влияют на образовательный процесс. Решение этой проблемы побудило изучить теорию конфликтов, провести психолого-педагогическое исследование специфики межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте школьников и осуществить поиск вариантов правильной стратегии реагирования.

Теоретические основы конфликтологии применительно к практике дополнительного образования детей

На протяжении всей жизни люди встречаются с конфликтами, поскольку в ежедневном взаимодействии сталкиваются с различными мнениями, интересами, ценностями и стратегиями поведения. Решая те или иные вопросы, в процессе коммуникации у человека возникают различные противоречия, зачастую перерастающие в конфликтные ситуации.

Учитывая то, что личность формируется под влиянием множества факторов, таких как биологические (наследственность) и социальные (семья, образовательные организации), то именно разногласия оказываются движущей силой совершенствования, саморазвития и самовоспитания [3].

Социальное благополучие общества на различных уровнях его организации влияет на проявление конфликтности во взаимоотношениях всех его членов: как взрослых, так и детей.

Следует отметить, что у детей, как и взрослых, межличностный конфликт — довольно часто встречающееся явление, и игнорировать его нельзя. Межличностный конфликт относится к самому распространенному типу конфликта, который проявляется как противоречие между людьми, вызванное несовместимостью их взглядов, целей, интересов и потребностей.

Более чем 20-летний опыт работы в дополнительном образовании с детьми младшего школьного возраста показывает разницу между обучающимися: у каждого свой характер, настроение, мечты и желания, школьные и семейные проблемы.

Дополнительное образование отличается от общего тем, что дети при выборе рода занятий руководствуются  разными мотивами. Одни приходят в изостудию по собственному желанию освоить навыки рисования, реализовать и развить свои способности, узнать что-то новое, проявить фантазию в творческих работах. Они стремятся получить нужный совет педагога, использовать полученные на занятиях знания для творческого роста. Другие дети посещают занятия по настоянию родителей, заметивших способности ребенка. Но таким детям часто хорошо самим с собой, совет и помощь не требуется. Некоторые дети приходят не для творческой реализации, а как в некий клуб по интересам. Им нравится общаться, рисовать в окружении своих сверстников.

В дополнительном образовании не используется школьная система оценивания, поэтому в качестве оценки результата обучения на том или ином этапе выступает мнение самого учащегося, других ребят в группе, педагога, родителей и выставочных комитетов, дающих дипломы за успехи на выставках. Не всегда эти оценки совпадают.

Что отличает учащихся в группе и что может послужить толчком для развития конфликтной ситуации?

    Личные качества, характер.

    Способности по предмету, данные от природы.

    Уровень общих знаний (интерес, интеллект, знания из школы, книг, наблюдений).

    Уровень умений по предмету (навыки в работе с материалами на занятиях ИЗО, подготовленность).

    Скорость освоения программы, выполнения заданий.

    Уровень самооценки (занижение или преувеличение).

    Желание творческого роста (стремление к самосовершенствованию или просто заниматься интересным делом).

    Готовность к помощи извне, наставничеству (от педагога и других учащихся).

    Отношения с родителями (чрезмерный контроль или чрезмерная похвала).

    Реакция на критику (готовность ее принять, отторжение или обида).

    Самоконтроль (чрезмерное «копание» в себе и преувеличение своих недостатков или отказ видеть ошибки как защита своего «я»).

    Восприятие педагога (авторитет педагога или недоверие и противопоставление своего мнения) [5].

Выделяют несколько стадий развития конфликта: предконфликтная ситуация (латентная стадия), стадия открытого конфликта, послеконфликтная стадия (стадия разрешения/завершения конфликта).

Профилактика конфликтов — совокупность направлений, методов управления организацией, которая уменьшает вероятность возникновения конфликтов. Имеются инструменты, стратегии, которые позволяют предтвратить конфликт в самой его зачаточной стадии. Данное направление работы педагога относится к профилактическому. Первичная профилактика подразумевает систему мер, направленную на предупреждение возникновения и дальнейшего развития факторов риска развития ситуаций конфликта. Под вторичной профилактикой понимается комплекс мероприятий, направленный на устранение установленных факторов риска, которые в свою очередь в определенных условиях могут приводить к возобновлению и обострению ситуаций конфликта [1].

Психолого-педагогическое исследование специфики межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте школьников

В начале учебного года ежегодно с привлечением педагога-психолога проводится опрос учащихся по некоторым тестам с целью выявления агрессивности, тревожности, особенностей поведения детей в конфликтных ситуациях. Данная информация необходима для выстраивания правильного педагогического процесса и общения с этими учащимися.

Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Так, преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся линий. При заторможенности и тем более беспокойстве дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности.

Для сбора информации по рассматриваемой в статье теме, особую ценность представляет групповые занятия с заданиями — рисунки по темам: «В школе», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днем», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее», «Кем я хочу стать». Интересны не только сами рисунки, но и комментарии к ним, обсуждение процесса рисования учащимися друг с другом. При оценивании важно расположение ребенком себя среди других, размер фигур, наличие скрытой агрессии. Задание «Несуществующее животное» выявляет психические, эмоциональные особенности детей, наличие агрессии. Оценка таких рисунков ведется с опорой на различные методики и интерпретацию результатов, предложенные А.Л. Венгером [2].

Интересным для учащихся является задание «Нарисуй букву Я» как образ своих мыслей, увлечений. Это дает возможность ребенку подумать о себе, порассуждать, проанализировать свои интересы и желания. У некоторых детей не хватает места на листе, чтобы изобразить всё, что хочется, а некоторые приходят в замешательство и не могут в себе разобраться. Это повод обратить внимание на проблему, вовремя оказать помощь.

Также показательно задание «Имя», где ребята пишут и рисуют своё имя через разные образы, которые им близки. Выбор образов, цвета показывает отношение ребёнка к самому себе, то, с чем он себя ассоциирует, каково его эмоциональное состояние.

Варианты правильной стратегии реагирования педагога в случае конфликтной ситуации

Перечислим методы профилактики межличностных конфликтов младших школьников, использумые на занятиях в изостудии для первичной и вторичной профилактики конфликтов.

1.     Словесный метод (рассказ, объяснение, инструктаж). С его помощью которого передаются образные изложения фактов, событий, явлений. Доступно представленный материал активизирует восприятие учащихся, включает их в познавательную активность, формирует представления, мышление, развивает интерес.

2.     Наглядный метод (иллюстрации, демонстрация положительных примеров) включает все системы организма человека.

3.     Практический метод (вовлечение в деятельность, организация деятельности, анализ ситуации, стимулирование, сотрудничество, вмешательство третьего лица) подразумевает практическую деятельность учеников [1].

При объяснении материала, педагог старается показать большое количество наглядного материала, обсудить его с детьми, выслушать их мнения, опираясь на тот образ, который возникает у каждого. При показе работ из методического фонда обращается внимание на особенность восприятия этой темы другими детьми, важный акцент делается на выработке у каждого ребенка своего взгляда, чтобы он смог в рисунке передать собственное видение мира, подход, образ. Тогда в конце занятия дети видят абсолютно разные индивидуальные творческие работы, выполненные не по шаблону. При работе над педагогическим рисунком педагогу важно показать различные методы работы с художественным материалом, чтобы избежать формального копирования. В целом, от интересного, наглядного, образного и эмоционального объяснения зависит успех творческой работы детей, их удовлетворенность своей деятельностью.

Педагогический процесс основывается на отношениях педагога с детьми, они очень важны в педагогическом взаимодействии. При организации педагогического общения педагог старается учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка, его позицию в группе, систему межличностных отношений с другими учащимися. Очень важно подобрать верные методы обучения и воспитания.

Общение в педагогическом процессе предполагает не только подачу информации, но и использование всех видов общения, обмен информацией, организацию взаимоотношений, познание личности ребенка, оказание содействия. Занятия в творческом кружке позволяют педагогу помочь освоить новую информацию, обсудить ее со всей группой и при необходимости направить практическую деятельность так, чтобы к концу работы учащийся ощутил чувство успеха.

Вступая в контакт с детьми, педагог помогает ребенку отстаивать собственную самостоятельность и значимость во взаимоотношениях. Например, в процессе создания рисунка, ребенок сам делает выбор того или иного образа, композиционного решения или материала для работы. Некоторые учащиеся отступают от заданной темы, если он вдохновлен своим выбором, а не просто облегчает себе задачу. Для педагога очень важно, чтобы у каждого получилась своя картина, отличающаяся от других, чтобы не было работы «по шаблону».

В последние годы можно отметить чрезмерно увлечение детей мобильными телефонами: дети отвлекаются, играют, переписываются. Если на просьбу убрать они не реагируют, до конца занятия телефоны лежат у педагога на столе. Иногда приходится применять метод корректного педагогического давления, благодаря ему дети теряют внешний раздражитель, сосредоточены на занятии, проявляют искренний интерес и заинтересованность, в результате достигается положительный результат.

Очень важно слушать детей, уважая их мнения, выслушивать до конца. Это важнейший показатель внимания к личности ребенка. Доказывая неверность мнения учащегося, нельзя задевать недостатки его характера. Это вызывает обиду и отчуждение.

Любой педагог в конфликтной ситуации должен уметь видеть себя как бы со стороны, глазами детей, старается быть помощником, советчиком.

Организуя общение с детьми, педагог стремится понять их настроение, улавливать малейшие изменения в микроклимате группы, не воспринимать психологическую ситуацию общения как нечто стабильное.

В результате своей эмоциональной нестабильности, учащиеся 7-8 лет могут расстроиться по поводу неудавшегося рисунка, разлитой краски, забытой дома кисти. Иногда помогает доброе слово, показ педагогического рисунка, а если это усиливает эмоциональный всплеск, бывает больше пользы, когда ребенок оставлен в покое и сам успокаивается, видя, что его крики никого не впечатлили.

Например, одна девочка в группе в начале работы над рисунком шумно высказывает недовольство своей работой, швыряет карандаш, готова порвать рисунок. От помощи и совета педагога и детей по утранению ошибок, правильному началу работы она отказывается. Когда все перестают обращать внимание на неё, успокаивается, сама исправляет рисунок с учетом советов, успешно завершает картину. В результате она горда собой, что преодолела трудности. После беседы с мамой выясняется, что у ребенка такое поведение во всех видах деятельности: повышенная капризность, недовольство собой. Поняв, что это не только связано са внутренним состоянием ребенка, а не именно с рисованием, более продуманно решаются вопросы общения с ним.

Педагогу необходимо стараться преодолевать негативные установки по отношению к некоторым учащимся («грязнуля», «болтун», «возмутитель спокойствия»), поскольку это не только мешает взаимоотношениям с ними, но и отрицательно сказывается на общей атмосфере в коллективе. Во многом от педагога требуется выдержка, терпение, профессионализм.

Важно чаще улыбаться детям. Это говорит им о том, что встреча и общение с ними приятна, а также может поднять настроение всем присутствующим, включая самого педагога.

Большую ценность для процесса взаимодействия имеют одобрение, похвала, поощрение, которые в итоге связывают деятельность ребенка с его с положительными эмоциями. Позитивное, доброжелательное отношение к учащимся существенным образом влияет на восприятие ими поведения педагога, собственной деятельности, уверенности в успехе.

Некоторые учащиеся испытывают потребность критиковать рисунки других, что вызывает обиду другого ребенка, иногда оскорбительные ответы. Это чаще всего происходит на первых занятиях, в начале обучения. В процессе общения дети понимают недопустимость такого поведения: нет предела совершенству, их рисунок тоже может быть осмеян, но это не даст хорошего результата. Каждый художник хорош по-своему, надо принять видение другого, а если требуется совет, он должен быть дан в доброжелательной форме, от души и чаще опытным педагогом.

В любом коллективе есть дети агрессивные, цепляющиеся к другим, есть те, что хотят выделиться, привлечь внимание любой ценой, шумные, мешающие другим, есть завистливые и пакостники.

Если ребенок не выполняет требований педагога, например, в выполнении задания, в поведении в соответствии с принятыми нормами, можно оказать психологическое давление и заставить ребенка подчиниться. Но в этом случае конфликт не будет устранен, если его внешнее проявление у учащегося после принуждения исчезло. Педагог не устранил причину конфликта, а перевел его в другую, скрытую форму.

Иногда встает необходимость в индивидуальной беседе с учащимся, в разработке стратегии и тактики предстоящего разговора, чтобы понять мотивы такого поведения и найти правильные решения для конструктивного выхода из конфликтной ситуации.

Среди учащихся встречаются дети как с завышенной самооценкой, так и с заниженной. Одних родители хвалят за всё чрезмерно, ребенок перестает стремиться вперед, довольствуясь уже достигнутыми успехами, становится заносчивым и агрессивным к другим детям. Другие дети не могут дождаться похвалы от родителей, у тех требования слишком высокие, в результате у ребенка снижается самооценка. Он неуверен в своих силах, ему кажется, что он всё делает недостаточно хорошо, что он хуже других, раз его не хвалят. В таких ситуациях важно общение педагога с родителями с целью разъяснения мудрого подхода к оцениванию своего ребенка. Очень важна оценка творческого роста ребенка относительно самого себя, а не других, особенно обращая внимание на получаемую радость от самого процесса, а не только окончательного результата.

В разрешении конфликта редко помогает привлечение администрации, родителей с целью жалоб от педагога на ребёнка, претензий к нему, особенно предъявленных  публично. Для привлечения внимания родителя к творчеству ребенка, его поведению в группе, можно иногда приглашать семьи для совместного участия в творческих мастерских. В этом случае родители вместе с детьми включаются в творческую деятельность, создается атмосфера доброжелательного общения, даже некоторого соревнования между родителями и детьми. При этом родители могут оценить поведение своего ребенка в коллективе, скорость его работы, мотивацию, особенности общения с педагогом и сверстниками. Это дает родителям увидеть ситуацию изнутри, ненавязчиво скорректировать вместе с педагогом поведение ребенка, если он попадает в конфликтную ситуацию.

На практике замечено, что прекрасные результаты для создания творческой атмосферы, для снижения количества конфликтных ситуаций дает рисование на улице с натуры. Это смена места занятий, необычность обстановки, внимание родителей и просто прохожих, восхищение детскими работами, сам по себе необычный вид деятельности вызывают позитивный настрой [2].

В работе с детьми в последнее время педагоги используют метод сочинения сказок (элементы сказкотерапии) как средство профилактики межличностных конфликтов. Это увлекает детей, дает положительную эмоциональную разрядку, выявляя проблемы, волнующие их.

Индивидуальное и коллективное обсуждение рисунков учащихся, картин известных художников очень продуктивно для взаимодействия детей между собой и педагогом, предотвращения конфликтных ситуаций или конструктивного решения конфликта, если он возникает в коллективе.

В настоящее время в теории и практике педагогики в работе с детьми в творческих объединениях все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общий результат. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Младшие школьники, которые занимаются в творческом коллективе, в силу своих возрастных особенностей при правильном педагогическом подходе легко выходят из конфликта, и в общей массе неагрессивны и доброжелательны. Это же подтверждают и тесты, проводимые среди младших школьников в изостудии «Вернисаж».

По мнению психологов, межличностные конфликты полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей. Педагогу нужно научиться распознавать сигналы конфликта и быстро реагировать на них. Моделирование конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания , а также развития коммуникативных умений детей.

 

Список литературы

1.     Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Владос, 2003. — 208 с.

2.     Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: Владос-пресс, 2005. — 160 с.

3.     Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., ТЦ «Сфера», 1998. – 240 с.

4.     Разенков И. В. Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Молодой ученый, 2014. — С. 171-173.

5.     Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»). Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413581/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата посещения: 20.10.2022)

6.     Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М. Просвещение, 1991. – 128 с.

 

×
×