«Формирование эстетической культуры учащихся средствами музыкального искусства в условиях сельской местности и дальнейшая профориентация».

Автор: Екатерина Владимировна Захарова

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дубенская детская школа искусств» муниципального образования Дубенский район.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        ДОКЛАД

 

   На тему: «Формирование эстетической культуры учащихся     средствами музыкального искусства в                условиях сельской   местности и дальнейшая профориентация».

 

  

 

 

Подготовил преподаватель Захарова Е.В.

 

 

 

23 ноября 2022 г

      Вопрос о формировании эстетической культуры личности всегда был и будет актуален, так как от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом.

      Антидуховная пропаганда, которую сегодня ведут средства массовой информации, становится причиной снижения критериев нравственности молодежи, ее духовных ценностей.

      Переориентировать сельских детей в сфере духовных ценностей возможно путем повышения интереса к искусству, к музыке.

      Несомненно, развивать способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве необходимо уже в раннем возрасте, поскольку на детей ежедневно обрушивается поток разнообразной информации, которую детский мозг не всегда способен адекватно воспринять.

      Одним из важных средств формирования эстетической культуры обучающихся является музыка. Последовательное применение музыкального искусства в системе дополнительного образования способствует формированию эстетической проникновенности. По силе эмоционального воздействия на ребенка музыкальное искусство занимает одно из первых мест.

        Дополнительное образование, в частности ДШИ — это мощное средство воспитания, которое должно эмоционально и эстетически окрасить всю духовную жизнь человека. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку, исполнять ее и получать наслаждение от этого.

       Не секрет, что музыкальная школа – один из немногих очагов культуры в сельской местности. Главная задача преподавателей на селе является дача общего музыкально-эстетического образования, развитие художественного вкуса и привитие навыков игры на различных музыкальных инструментах. Поэтому учащимся и преподавателям сельских отделений необходимо активное участие в концертной деятельности. Их творческие номера неизменно украшают любое событие на сценах. Привлекая детей к участию в совместных мероприятиях и выступлениях, мы даем им возможность ощутить радость общения и сопричастности к общему делу, развиваем культуру совместной деятельности.

Несколько лет назад Администрацией школы было принято решение открыть адрес осуществления образовательной деятельности в сельских местностях Дубенского района. Так и начал свою работу в селе Опочня класс баяна, аккордеона и фортепиано. Сделано это было с целью улучшения качества культурной жизни детей и молодежи, так как в сельских населенных пунктах детям совершенно негде развиваться творчески и приобщаться к прекрасному. У многих родителей нет возможности возить своего ребенка в район несколько раз в неделю, поэтому занятия по месту жительства очень удобны и для детей, и для родителей. Несколько слов скажет родитель.

       Откровенно говоря, в сельской местности крайне сложно «собрать» ребенка и заинтересовать обучением игре на инструменте. Сначала вроде все интересно и все получается, а как усложняются задачи- начинаются проблемы. (я не могу, я не успел, родители ничего не понимают и не могут помочь)

       Преподавателю необходимо разъяснить родителям ту роль, которую оказывает семейная атмосфера на закрепление появившегося интереса к обучению, кроме того, это в задачу семьи входит привить желание и умение ежедневно работать над музыкальным репертуаром. Только тесное сотрудничество с родителями может способствовать формированию гармонично развитой личности.

В свою очередь учащиеся в течении года выступают на мероприятиях в общеобразовательной школе, детском саду, доме культуры. А выступление на районных мероприятиях приносят огромную радость и гордость сельским детям и родителям. Это сотрудничество способствует привлечению детей к профессиональному обучению музыке и дальнейшему профориентированию.

Например, Максимова Татьяна закончив обучение в ДШИ по классу баяна, поступила в ТКИ им. А.С. Даргомыжского на народное отделение. Девочка из сельской местности, выросла в многодетной семье.

Денисова Валентина закончив обучения в ДШИ по классу аккордеона, поступила в ТОККиИ (Тульский Областной Колледж Культуры и Искуства) на отделение эстрадное пение. Закончив обучение сразу пошла работать в культуру. В настоящее время преподает ритмику в Воскресенской СОШ, поет под баян и гармонь в вокально-инструментальном ансамбле «Орфей». Учащиеся класс преподавателя Захаровой Е.В.  В то время, когда они учились еще не было музыкального класса в Опоченской СОШ и дети ездил на занятия в основную школу. Родителям было крайне нелегко.

Учащиеся Андрианов Дмитрий, Байчурина Анастасия, которые уже заканчивают обучение, им гораздо легче, так как занимаются по месту жительства, у родителей нет проблем с доставкой. Дети активно участвуют в концертной деятельности школы и района.  

        Дополнительное образование, секции, кружки- все это находится непосредственно в Дубне и не у всех родителей есть возможность доставить ребенка, поэтому для сельской местности эти музыкальные классы очень важны. Это уникальная возможность детей и молодежи развиваться всесторонне. Дети, которые играют на инструментах, не только понимают музыку, они умеют трудиться.

        В заключении можно сказать, что филиалы ДШИ необходимы в сельских местностях для развития и воспитания подрастающего поколения и дальнейшему профориентированию.

Спасибо за внимание!

×
×