8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Значение пиктограмм при развитии связной речи у дошкольников.

Автор: Локтева Евгения Вячеславовна

Значение пиктограмм при развитии связной речи у дошкольников.

Цель логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи – научить последовательно, логически правильно выражать свои мысли. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложная задача. Поэтому, наряду с общепринятыми методами и принципами, полностью оправдано использование оригинальных творческих методов, эффективность которых очевидна. Одним из таких методов, на мой взгляд, является визуальное моделирование, представленное в виде графического плана изображения.

Детям с общим недоразвитием речи особенно важно развить визуальное мышление, используя символы, схемы, в которых на основе искусственных ассоциаций. Использование значков-символов, облегчает запоминание рассказов, сказок и стихов.

Смысл использования пиктограмм заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание, рисуется изображение, таким образом, зарисовывается всё стихотворение или сказка. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение или произведение целиком. Приемы пиктограмм облегчают запоминание у детей и увеличивают объем памяти, с помощью образования дополнительных ассоциаций.

Визуальные модели сказки используются, чтобы научить ребенка последовательно рассказывать сюжет сказки. Сначала дети учатся создавать модели, которые сопровождаются чтением рассказа учителем. Следует начинать работу с хорошо знакомых сказок: «Колобок», «Маша и Медведь», «Репка» и др. [1, с. 36].

При обучении детей связной речи, полностью оправдано использование творческих методов. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету” [5, с. 267]. Так как дети дошкольного возраста визуальный материал воспринимают лучше, то и использование пиктограмм на занятиях позволяет эффективнее воспринимать и запоминать зрительную информацию. Символы максимально точно передают речевой материал.

При использовании технологии пиктограмм выполняются следующие задачи:

— помогать детям в систематизации информации об окружающем его мире;

— обогащение словарного запаса и связной речи;

-обучение логичности, последовательности и связности изложения;
-воспитание потребности в речевом общении;
-развитие мышления, воображения, речеслуховую и зрительную память.

На использовании пиктограмм основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольной грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е .Журовой [2, с. 54]. Схемы и модели постепенно приучают детей к наблюдению. Рифмы и слова помогают ребенку увидеть связи слов в предложении и тексте. Это развивает в нем интерес к общению.

Овладение приемами использования пиктограмм помогает значительно сократит время обучения и одновременно решит поставленные задачи:

— формирование основных психических процессов, памяти, внимания, мышления;

– расшифровка информации — преобразование символов в слова.

С помощью схем меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только услышать свою речь или обращенную к ним речь, но и увидеть ее элементы. Ребенок видит действия по анализу и синтезу познавательно наблюдаемых предметов [4, с. 17].

Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Метод визуального моделирования помогает ребенку визуализировать абстрактные понятия, научиться работать с ними. Особенно это важно для детей дошкольного возраста, где их мыслительная задача решается с доминирующей ролью внешнего пути, зрительный материал усваивается лучше, чем словесный.

При обучении детей составлению рассказов-описаний, используются схемы Т.А. Ткаченко и сенсорно-графические схемы В.К. Воробьёвой, которые берутся за основу, но изменяются и совершенствуются.

Используя метод визуального моделирования, дети знакомятся с графическим способом предоставления информационной модели [3, с. 105]. Символ разнообразной природы может выступать в качестве условных заменителей (элементов модели):

— геометрические фигуры, символические изображения предметов (иконки, силуэты, контуры, схемы);

— используемые в них планы и символы;

— контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многое другое.

Освоение методов работы с пиктограммами облегчает и сокращает время, необходимое для изучения и усвоения материала. Одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, черти графики».

Использование пиктограмм несет большой вклад не только в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, но и в речевом развитии в массовых группах ДОУ.

Список литературы:

1.    Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.

 

2.    Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.

 

3.    Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. — с.102 -115.

 

4.    Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

 

5.    Ушинский К. Д. Родное слово: Кн для учащих // Собр. соч. – М., 1948. Т. 6. С. 267-268.

 

×
×