Занятие по экспериментально-познавательной деятельности «Воздух»

Автор: Краева Татьяна Геннадьевна

Занятие «Воздух».

Цель: развитие познавательной активности путём опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

образовательные:

— подвести к пониманию того, что воздух есть внутри нас;

— познакомить со свойствами воздуха (невидимый, бесцветный), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

— учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

развивающие:

развивать любознательность, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

воспитательные:

— воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Материалы и оборудование:

— пакеты по количеству детей,  мяч, шарик воздушный;

— веера по количеству детей;

— пластмассовые стаканчики с водой, трубочки для коктейля;

— бумажные салфетки по количеству детей;   

— схемы опытов;

— вертушка.

 

(Воспитатель собирает детей вокруг себя, загадывает загадку):

«Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь,

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем» — (воздух).

 

— Ребята, а вы видите воздух?-  (нет)

— Я тоже его не вижу, но в книге почемучек сказано: что воздух есть везде. Но если он есть, то почему мы его не видим?

(Ответы детей: он прозрачный, невидимый, через него все видно).

— Как же нам узнать про воздух: — Какой он? Где он находится? Зачем он нужен?

— Я предлагаю узнать это с помощью опытов.

 

Опыт 1.

— Давайте потрогаем воздух. Давайте попробуем поймать воздух? — (Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладонями.

— Получается?

— И у меня ничего не получается!

— Хотите, я вам покажу, как можно поймать воздух?

Воспитатель показывает полиэтиленовый пакет.

— Что в нём? — (Он пуст).  Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь я «поймаю» в пакет воздух и закручу его. Посмотрите, что там есть внутри? Это, ребята, в пакете воздух?

— А скажите, вы видите воздух — (нет). Значит, воздух какой? (Бесцветный и невидимый).

— Пакет наполнился воздухом и стал похож на подушку. Каким стал пакет? (Он стал упругим и плотным). Мы смогли потрогать воздух? (Да). Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

(Наполнили мячик воздухом он стал каким? — (круглым),

наполнили шарик воздухом он стал каким? — (овальным) – ПОКАЗАТЬ!)

 

— Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? —  (В нём нет воздуха).

— Какой мы можем сделать вывод? – (Вывод: Воздух невидимый, безцветный).

(Ребёнок на доске вывешивает символ).

 

Опыт 2.

— Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух?

— А как мы можем это сделать?

— Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете? —  (тепло).

— Вспомните, когда на прогулке у нас мёрзнут руки, мы их так греем – (подышать).

— А у меня есть веер, я помашу им. 

— Как вы думаете, что я чувствую? — (ветерок, прохладу).

— Вы хотите проверить?

— Где у нас лежат веера? – (в театральном уголке). (Воспитатель просит мальчика, чтобы принес).

— Возьмите себе по вееру. Помашите. Что чувствуете? – (ветерок, прохладу).

Вывод: Воздух можно почувствовать.

(Ребёнок на доске вывешивает символ).

 

Опыт 3.

— Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас?

— Давайте сделаем глубокий вдох, затем выдох (губы вытянуты). Мы с вами вдохнули и выдохнули воздух.

— Сейчас мы это проверим с помощью простого опыта. Возьмите трубочку и подуйте через неё в воду.

 — Что же происходит? —  (В стакане появились пузырьки). Мы дуем в трубочку, и воздух выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

—  Значит, внутри нас тоже есть воздух? — (Да).

Вывод: Воздух есть внутри нас.

(Ребёнок на доске вывешивает символ).

 

Опыт 4.

— А как вы думаете, человек может жить без воздуха? — (Нет, не может).

— Почему? — (Человеку нужно дышать).

—  Ребята, давайте проверим, так ли это? Наберите побольше воздуха и не дышите. Пальчиками закройте нос, а ладошкой другой руки закройте рот одновременно. (Дети на время задерживают дыхание).

— Что же вы почувствовали? — (Что нам нужно дышать).

— Скажите, а кто ещё не может прожить без воздуха? — (Люди, животные, птицы, рыбы, растения тоже не могут прожить без воздуха).

Вывод: Воздух нужен для жизни людям, животным и растениям.

(Ребёнок на доске вывешивает символ).

 

— Молодцы, ребята, мы узнали много интересного. Подойдём к доске, вспомним, что мы узнали про воздух? – (ответы детей).

— Какой опыт вам больше понравился?

— Что показалось вам самым удивительным?

— За что ты можешь себя похвалить?

— Про какой опыт сможете рассказать дома?

 

 

Дети, посмотрите в окно. Есть ли сегодня ветер на улице? — (ответы).

Ветер – это движение воздуха. И чтобы узнать, есть ли ветер на улице, как он дует, можно использовать вертушки. С ними мы пойдём на прогулку.

— Дети, вы все молодцы! Спасибо.

 

×
×