Автор: Краева Татьяна Геннадьевна
Занятие «Воздух».
Цель: развитие познавательной активности путём опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
образовательные:
— подвести к пониманию того, что воздух есть внутри нас;
— познакомить со свойствами воздуха (невидимый, бесцветный), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
— учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
развивающие:
— развивать любознательность, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
воспитательные:
— воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Материалы и оборудование:
— пакеты по количеству детей, мяч, шарик воздушный;
— веера по количеству детей;
— пластмассовые стаканчики с водой, трубочки для коктейля;
— бумажные салфетки по количеству детей;
— схемы опытов;
— вертушка.
(Воспитатель собирает детей вокруг себя, загадывает загадку):
«Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь,
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем» — (воздух).
— Ребята, а вы видите воздух?- (нет)
— Я тоже его не вижу, но в книге почемучек сказано: что воздух есть везде. Но если он есть, то почему мы его не видим?
(Ответы детей: он прозрачный, невидимый, через него все видно).
— Как же нам узнать про воздух: — Какой он? Где он находится? Зачем он нужен?
— Я предлагаю узнать это с помощью опытов.
Опыт 1.
— Давайте потрогаем воздух. Давайте попробуем поймать воздух? — (Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладонями.)
— Получается?
— И у меня ничего не получается!
— Хотите, я вам покажу, как можно поймать воздух?
Воспитатель показывает полиэтиленовый пакет.
— Что в нём? — (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь я «поймаю» в пакет воздух и закручу его. Посмотрите, что там есть внутри? Это, ребята, в пакете воздух?
— А скажите, вы видите воздух — (нет). Значит, воздух какой? (Бесцветный и невидимый).
— Пакет наполнился воздухом и стал похож на подушку. Каким стал пакет? (Он стал упругим и плотным). Мы смогли потрогать воздух? (Да). Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.
(Наполнили мячик воздухом он стал каким? — (круглым),
наполнили шарик воздухом он стал каким? — (овальным) – ПОКАЗАТЬ!)
— Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? — (В нём нет воздуха).
— Какой мы можем сделать вывод? – (Вывод: Воздух невидимый, безцветный).
(Ребёнок на доске вывешивает символ).
Опыт 2.
— Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух?
— А как мы можем это сделать?
— Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете? — (тепло).
— Вспомните, когда на прогулке у нас мёрзнут руки, мы их так греем – (подышать).
— А у меня есть веер, я помашу им.
— Как вы думаете, что я чувствую? — (ветерок, прохладу).
— Вы хотите проверить?
— Где у нас лежат веера? – (в театральном уголке). (Воспитатель просит мальчика, чтобы принес).
— Возьмите себе по вееру. Помашите. Что чувствуете? – (ветерок, прохладу).
Вывод: Воздух можно почувствовать.
(Ребёнок на доске вывешивает символ).
Опыт 3.
— Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас?
— Давайте сделаем глубокий вдох, затем выдох (губы вытянуты). Мы с вами вдохнули и выдохнули воздух.
— Сейчас мы это проверим с помощью простого опыта. Возьмите трубочку и подуйте через неё в воду.
— Что же происходит? — (В стакане появились пузырьки). Мы дуем в трубочку, и воздух выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
— Значит, внутри нас тоже есть воздух? — (Да).
Вывод: Воздух есть внутри нас.
(Ребёнок на доске вывешивает символ).
Опыт 4.
— А как вы думаете, человек может жить без воздуха? — (Нет, не может).
— Почему? — (Человеку нужно дышать).
— Ребята, давайте проверим, так ли это? Наберите побольше воздуха и не дышите. Пальчиками закройте нос, а ладошкой другой руки закройте рот одновременно. (Дети на время задерживают дыхание).
— Что же вы почувствовали? — (Что нам нужно дышать).
— Скажите, а кто ещё не может прожить без воздуха? — (Люди, животные, птицы, рыбы, растения тоже не могут прожить без воздуха).
Вывод: Воздух нужен для жизни людям, животным и растениям.
(Ребёнок на доске вывешивает символ).
— Молодцы, ребята, мы узнали много интересного. Подойдём к доске, вспомним, что мы узнали про воздух? – (ответы детей).
— Какой опыт вам больше понравился?
— Что показалось вам самым удивительным?
— За что ты можешь себя похвалить?
— Про какой опыт сможете рассказать дома?
— Дети, посмотрите в окно. Есть ли сегодня ветер на улице? — (ответы).
— Ветер – это движение воздуха. И чтобы узнать, есть ли ветер на улице, как он дует, можно использовать вертушки. С ними мы пойдём на прогулку.
— Дети, вы все молодцы! Спасибо.