Автор: Черканцева Анна Александровна
Роль «Разговоров о важном» в воспитательной деятельности классного руководителя и в воспитании патриотизма учащихся
Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.
Восточная мудрость.
Воспитательная деятельность на сегодняшний день — одно из самых сложных направлений в работе современного классного руководителя. Работа классного руководителя – это пятилетний цикл. И каждый раз всё по-новому. Новый план воспитательной работы, новые социальные паспорта, новых методы работы, новые приемы воспитания, новые направления в деятельности классного руководителя.
С 2022/2023 учебного года появились всероссийские классные часы «Разговоры о важном», которые, как оказалось на практике, очень интересны не только для детей, но и для учителей. Это всё было и раньше, но привести в систему важные знаменательные даты, говорить о выдающихся личностях, о достижениях нашей страны, причём, всей страной в одно и то же время. Говорить о самом важном и родном – это замечательная идея, ведь качественно проведенный в начале недели разговор, поднятие флага Российской Федерации и исполнение гимна – это то, что задает тон и настроение учебной недели, что сближает детей и педагогов. Мы чувствуем себя сильными, уверенными, патриотично настроенными, частью великой огромной страны, которая сейчас переживает важные исторические события. И от того, как им будут донесена информация, зависит то, какими людьми они вырастут, какие чувства будут испытывать к своей стране, к своей школе, к своей семье. Дети с удовольствием посещают эти уроки, где смотрят видеоролики, участвуют в обсуждениях, они свободны и раскованы, ведь им не ставят оценок, с удовольствием громко поют гимн, каждый раз задумываясь о смысле его слов.
Важно, чтобы и учитель был просвещенным в том вопросе, о котором пойдёт речь, поэтому к этим урокам, несмотря на то, что они идут 30 минут, предшествует большая подготовка. Ведь дети задают вопросы, а значит – нужно быть во всеоружии.
Опишу этапы подготовки к этим занятиям, виды деятельности, темы разговоров, поделки и многое другое, что мы успели сделать и о чем поговорить за три месяца «Разговоров о важном».
Моя методика подготовки к «Разговорам о важном» проста, но интересна.
Шаг 1. Что имеем? Изучение методических материалов, сценария и инструкций, просмотр видеоролика, интерактивного элемента (https://razgovor.edsoo.ru/).
Шаг 2. Отбор материала и составление плана занятия. На этом этапе я распечатываю плакат на доску или маленькие плакаты для вклеивания в тетрадь для классных часов. Такая тетрадь у нас ведется каждый год, начиная с 5 класса. Все беседы, все заметки, мини-сочинения о праздниках, размышления о поступках одноклассников, о радостях и проблемах записываются туда. Кроме того, дополнительно читаю о теме занятия, подбираю интересные видеоролики или показываю свои. В частности, на День матери я делала подарок мамам моих учеников, слайд-шоу с фотографиями детей и поздравлениями. Продумываю, вопросы для беседы и рефлексию.
Шаг 3. Творческий компонент. Нужно обязательно продумать, какой творческий компонент будет у каждого урока. Например, разговор о К.Э.Циолковском оказался тяжелым для 7 класса, но просмотр дополнительного видеоролика (https://www.youtube.com/watch?v=p-NwNB7mIqk) об этом удивительном человеке впечатлил всех. И мы всем классом составили «Калейдоскоп качеств идеального учителя». Именно тот факт, что он был учителем и тратил все заработанные деньги на свои опыты, остался в детских сердцах.
Шаг 4. Проведение занятия. Рефлексия.
Что получилось на практике
Далее предлагаю ознакомиться с таблицей, где подробнее представлю дополнительный материал, расскажу о реализованных творческих компонентах и о сложностях, с которыми пришлось столкнуться.
№ |
Дата |
Тема |
Сложности, с которыми столкнулись, как вышли из ситуации |
Дополнительный материал, подобранный учителем |
Рефлексия, творческий компонент |
1 |
5.09 |
День знаний |
Самый яркий разговор после каникул. Было удивительно узнать, что текст гимна Российской Федерации дети не знают. Распечатали, прочитали, проанализировали, на литературе рассказывали (а кто-то пел) на оценку. |
· Распечатка гимна Российской Федерации · Портрет президента РФ В.В.Путина · Герб России · Флаг России · Плакат |
1.Оформление доски, на которой разместили плакат, портрет президента, гимн, герб, флаг. 2. Приклеили гимн в тетрадь для классных часов. |
2 |
12.09 |
Наша страна — Россия |
Самый познавательный разговор. Очень много интересных фактов узнали. |
Подбор интересных фактов о России на сайте: https://reestrrekordov.ru/40-interesnyx-faktov-o-rossii/
|
1. Игра в ассоциации. Можно было назвать слово или словосочетание, с которым ассоциируется слово Россия. Были интересные варианты (дом, школа, мама, вид из окна, дача, история…). Слова были записаны на доске. 2.Мини-сочинение: «Россия для меня – это…» |
3 |
19.09 |
165 лет со дня рождения К.Э.Циолковского |
Имя выдающегося учёного еще не знакомо ученикам 7 класса. |
Видеоролик для детей: https://www.youtube.com/watch?v=p-NwNB7mIqk |
Калейдоскоп качеств идеального учителя.
|
4 |
26.09 |
День пожилых людей |
Сложно было выравнивать разговор с теми детьми, кто недавно потерял близких бабушек и дедушек. А таких в классе оказалось двое. Слишком больно было детям. |
Шаблон-заготовка письма для бабушки и дедушки. В нем перечислены качества, которые детям нужно выбрать, чтобы составить свое. При подготовке пользовалась следующим ресурсом: https://jiyuu.su/sochineniya/sochinenie-pismo-babushke.html
|
1.Так как пожилые люди любят письма, мы вооружились шаблонами и решили написать свое личное письмо дорогим пожилым людям. 2.Нарисовали в тетрадях эмблему Дня пожилого человека и раскрыли значение символов.
|
5 |
3.10 |
День учителя |
Сложно было совместить два события. Подписание закона о присоединении к России 4 областей и День учителя. |
1.Поздравление юных граждан России с присоединением к России 4 новых регионов по итогам референдума. 2.Интересные факты: https://top10a.ru/interesnye-fakty-ob-uchitelyax.html
|
Подготовка сюрприза учителям, работающим в нашем классе |
6 |
10.10 |
День отца |
Самый сложный разговор о важном. Папы есть не у всех ребят. Кроме того, в моём классе есть дети, отцы которых умерли. Есть матери-одиночки, в семье которых дети никогда не знали и не видели отцов. Много разведенных семей, где детей воспитывают отчимы, а мамы препятствуют общению детей с отцами. |
Чтение и анализ стихотворения о семье. Донесение до ребят идеи о том, что мама и ребенок – это семья, которая ничем не отличается от тех семей, где есть папа.
Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья! (М. Лангер)
|
В течение нескольких дней проводилась индивидуальная работа с учащимися, для которых эта тема оказалась сложной. |
7 |
17.10 |
День музыки |
|
Викторина о музыкальных инструментах. Для подготовки использован ресурс: http://razvitiedetei.info/razvitie-shkolnika/viktorina-muzykalnye-instrumenty-dlya-shkolnikov.html
|
Просмотр видеороликов. Наш одноклассник Костя играет на аккордеоне и пианино. Небольшой видеоконцерт. |
8 |
24.10 |
Россия – мировой лидер атомной отрасли |
Несмотря на сложную тему, это был самый познавательный и интересный видеоролик большого размера. |
|
Записали в тетрадь и выучили названия атомоходов. |
9 |
7.11 |
День народного единства |
|
При подготовке использован ресурс: https://rosuchebnik.ru/material/den-narodnogo-edinstva-chto-rasskazat-detyam
|
|
10 |
14.11 |
Мы разные – мы вместе |
|
|
1.Приглашение участвовать в этнографическом диктанте (5 учащихся с семьями приняли участие) 2. Работа в тетради. Сколько национальностей мы знаем? 3. Сообщения: национальности моей семьи. |
11 |
21.11 |
День матери |
|
|
1.Игра-ассоциации. Мама – это кто? Повар, доктор, домашняя фея, богиня, адвокат и многие другие ассоциации придумали дети. 2.Изготовление открыток в форме раскрытого сердца. |
12 |
28.11 |
Символы России |
|
Видеоролик: https://dzen.ru/video/watch/-62e794c1d549cf4dfe57cdb8?f=d2d
|
Продумываем герб класса, символы и элементы. Нарисуем герб на классном часу и повесим в классном уголке. |
Я изучила много материала в сети интернет о том, как учителя относятся к «Разговорам о важном». Мнения коллег очень разные. Кто-то негативно относится к этому нововведению, кто-то говорит, что ничего сложного, что всё уже готово. Лично я понимаю, что, действительно, всё готово, но подготовиться не помешает. Учитель – это, безусловно, многогранная личность, но мы тоже не можем знать всего.
Нужно признать тот факт, что мы возрождаем лучшие традиции, нас воспитывали именно на этих ценностях и традициях. А за последние 30 лет после распада Советского союза очень много сделано для того, чтобы не пустыми словами были «семья», «семейные ценности», «гордость», «Россия – страна возможностей», «нацпроект» и многое другое. За последние 30 лет было официально утверждено много новых праздников и памятных дат, дней, посвященных людям различных профессий. А ведь это – новейшая история, частью которой мы являемся. И очень стыдно было за страну, спортсмены которой, получая золотые медали на Олимпиадах и мировых Чемпионатах, не знали гимна и молчали. Современное поколение школьников таким не будет. Хочется верить. А мы, современные учителя, должны сделать всё возможное для этого.
Подводя итог, скажу, что Роль «Разговоров о важном» в воспитательной деятельности классного руководителя и в воспитании патриотизма учащихся очень велика. Этот дополнительный урок поможет нам всем осознать «единство» и важность «единения» русских в такое сложное для страны время. А такие и близкие, и далекие от детей темы — это развитие учащихся, всестороннее, которое зажигает интерес в их глазах, позволяет мечтать о новых профессиях, расширяет кругозор. А мы, классные руководители, должны не только наполнить «готовым» материалом, а подготовиться так к этому важному короткому разговору, чтобы зажечь огонь в глазах воспитанников, как гласит восточная мудрость.