Автор: Светлана Викторовна Бутримова
Педагогические условия воспитания толерантности
младших школьников в условиях адаптивной школы на селе
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди», – так писал английский драматург и общественный деятель Бернард Шоу еще в середине прошлого XX века. И действительно, за это время люди многого для себя добились. Прогресс, развитие экономики, новые информационные технологии – все поставлено на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна быть спокойной, уверенной, радостной. Однако в обществе наблюдается рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полному взаимопониманию между людьми. Это проявляется не только на межгосударственном уровне, но и в повседневном межличностном общении.
Большую роль в формировании толерантного сознания играет школа, так как именно в учебно-воспитательной деятельности создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. Моделирование ситуаций конструктивного разрешения конфликтов создает условия для переживания конкретно-чувственного опыта, возможности соотнести собственные ценности с ценностями универсальными, среди которых право выбора, собственное мнение, свобода совести и другие. Обучающиеся учатся проявлять терпимость – значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.
Основой толерантности как личностного качества младшего школьника является активная социальная позиция и готовность выстраивать гуманистические отношения между людьми, имеющими разное мировоззрение, разные ценностные ориентиры, стереотипы поведения. Это возможно только при наличии мотивации и осознания ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознание того, как важно это качество для общества (социальная цель).
Для начальной школы проблема формирования толерантности актуальна, поскольку на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.
Особенно актуальна эта проблема в МКОО Гвардейская СОШ муниципального образования Дубенский район, т.к. особенностью данной образовательной организации является наличие по-соседству социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних подростков. Воспитанники из данного центра обучаются в МКОО ГСОШ. Дети поступают учиться в разные классы в течение всего учебного года, из-за чего постоянно меняется состав ученического коллектива.
В МКОО Гвардейская СОШ, как и в других образовательных организациях, большое место отводится формированию толерантного сознания. Наша образовательная организация является адаптивной школой, где есть место каждому ребенку, независимо от его индивидуальных особенностей и способностей.
Процесс формирования толерантности как качества личности младшего школьника в МКОО ГСОШ имеет ряд особенностей:
ü Целенаправленность:
— раскрытие культурных, социальных, экономических и религиозных источников нетерпимости, лежащих в основе насилия и принуждения;
— предупреждение интолерантности;
— организация позитивного опыта толерантности, то есть опыта сосуществования разного;
— формирование у младших школьников представления об их правах и свободах и правах и свободах окружающих;
— развитие умений уважать достоинство другого человека, его точку зрения, личное мнение;
— вступать в позитивные взаимоотношения с другими людьми;
— уважительно относиться к представителям другой нации, другого вероисповедания;
— конструктивно выходить из конфликтных ситуаций (работает служба медиации);
— ненасильственно выражать свои чувства и переживания;
— выслушать и понять другого.
ü Многофакторность, так как в нем принимают участие различные объективные и субъективные факторы.
ü Сложность, которая определяется совокупным действием многочисленных факторов.
ü Длительность вследствие того, что формирование толерантности требует достаточно большого количества времени.
ü Непрерывность, которая предполагает систематическое регулярное взаимодействие педагогов и обучающихся.
Организация воспитания и социализации обучающихся школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
— воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
— воспитание нравственных чувств и этического сознания;
— воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни и к выбору будущей профессии;
— формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
— воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
— воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Воспитание в «Адаптивной школе на селе» рассматривается как процесс управления развитием личности ребенка. Характерными свойствами внеклассной образовательной и внеучебной деятельности в «Адаптивной школе на селе» является превращение всех видов деятельности в форму жизнедеятельности ребенка, в способ овладения культурой, в источник разнообразного реального жизненного опыта обучающихся.
При моделировании гуманистической воспитательной системы «Адаптивная школа на селе» учитывались следующие принципиальные идеи:
— построение жизнедеятельности школы как открытого образовательного и культурного центра, доступного для всех социальных групп сельских жителей;
— интенсификация межвозрастного взаимодействия, позволяющего устранить дефицит общения;
— индивидуализация воспитания как условие раскрытия и развития личности ребенка.
В МКОО Гвардейская СОШ деятельностью обучающихся стала коллективная и индивидуальная деятельность по освоению ценностей русской национальной культуры, трудовая, краеведческая, патриотическая, экологическая, валеологическая, самоуправление. Наряду с организацией деятельности, значительное внимание в воспитательном процессе уделяется совершенствованию стиля, форм и способов делового и межличностного общения. В условиях «Адаптивной школы на селе» особенно эффективна методика организации коллективной творческой деятельности, в основе которой лежит сотрудничество старших и младших, взрослых и детей, совместная творческая забота педагогов и обучающихся об улучшении окружающей жизни самих себя при позиции взрослых как старших товарищей и рядовых участников дел.
Внеклассная образовательная и внеучебная деятельности обучающихся МКОО Гвардейская СОШ осуществляются через участие детей в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня, участие в объединениях дополнительного образования и традиционных КТД.
Внеурочная деятельность младших школьников организуется в соответствии с требованиями ФГОС по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Представлена кружками «Удивительный мир слов», «Занимательная математика», «Я и компьютер», «Юный эколог», «Я – гражданин России», литературным часом «Теремок», литературным кружком «Как хорошо уметь читать», проектной деятельностью «Я — исследователь», игровыми занятиями «Ритмика», занятиями творческой мастерской «Мастерилка» и клуба «Сатура», часом общения «Учимся говорить» и занятиями с педагогом — психологом «Час души».
Для обучающихся начальной школы наиболее адекватным методом воспитания толерантности выступает игра, как своеобразная «тренировочная площадка» для формирования добрых взаимоотношений, сотрудничества и дружбы между детьми, «школа произвольного поведения в действии». Игра предлагает «идеальную форму», задающую образец-эталон будущей взрослости в понятной и доступной для подражания ребенка форме. При организации групповых игр младших школьников в МКОО ГСОШ особое внимание уделяется смене ролей в процессе выполнения правил или разыгрывания сюжета, которые развивают способность у детей согласовывать свои действия с окружающими, ставить себя на место другого.
Ещё одной из эффективных форм организации учебных занятий является групповая работа, которая помогает формированию толерантного сознания. В совместной деятельности и ученики, и педагог являются равноправными участниками; каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая.
Цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения о проблеме. Так происходит обучение школьников различным приемам разрешения противоречий, формируется умение договариваться. При этом значимой становится роль педагога, организующего особую атмосферу в классе, которая помогла бы учащимся решить нестандартные учебные и межличностные ситуации
Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Ведь ребенка воспитывает еще и вся среда обитания, тот социум, в котором он находится, семья, любые взрослые и кухонные разговоры, и отношения между родителями. Порой ребенок сталкивается с тем идеалом поведения человека, который мы пытаемся ему внушить, а наша действительность этот идеал разрушает. Поэтому большое значение имеет социальная среда обитания, в том числе и в школе, которая должна противостоять каким-то образом тому негативу, который есть в окружающем мире. Задача педагога – донести до обучающихся, что мир, окружающий нас, разнообразен.
Модель адаптивной школы с ее стремлением к росту личностного потенциала каждого обучающегося способствует развитию у школьников черт толерантной личности, способной понимать и применять принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты и разрешить их. Толерантность – это активная нравственная позиция, стремление позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Таким образом, воспитание толерантности у младших школьников в условиях адаптивной школы на селе будет эффективно, если:
– используется система занятий, ориентированных на воспитание толерантных качеств личности младшего школьника;
– методом воспитания толерантности выступает игра, как своеобразная «тренировочная площадка» для формирования добрых взаимоотношений и сотрудничества;
– используются элементы групповых дискуссий с целью углубления понимания нравственных категорий;
– воспитание толерантности осуществляется с опорой на эмоциональный отклик ребенка.
Организация жизнедеятельности детей младшего школьного возраста на толерантной основе объединяет в себе:
— наполнение ненасильственным отношением взаимодействий между людьми, отношением к природе,
— различные виды деятельности,
— уважение прав человека,
— обучение бесконфликтному взаимодействию, общению, сотрудничеству,
— создание альтернатив для осуществления детьми свободного выбора,
— активное взаимодействие по проблемам воспитания и обучения в духе толерантности родителей,
— создание позитивной атмосферы в школе,
— изучение положительных моментов из многообразия жизненных явлений и особенностей людей.
Список литературы
1. Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа / А.Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998. – 223 с.
2. Вульфов Б. З. Воспитание толерантности, сущность и средства// Внешкольник. – 2002. – №6.
3. Новикова И.П. Толерантность в развитии школьников. – Тверь.: Речь, 2010. – 49 с.
4. Программа развития МКОО Гвардейская СОШ на 2019 – 2021 гг.