Автор: Светлана Викторовна Бутримова
Педагоги, родители и дети: проблемы взаимодействия
Проблема взаимодействия семьи и школы является всегда актуальной. Современные родители зачастую неправильно видят «благо» для своих детей: работают днём и ночью, чтобы обеспечить своих чад материально всем самым необходимым, лучшим и модным. Но, к сожалению, в таком ритме жизни не вкладывают самое главное и самое дорогое — моральные ценности, полностью полагаясь в воспитании на школу.
Мы провели анкетирование среди учащихся 1-5 классов (23 чел.). Анкета содержала вопросы следующего характера:
— расскажи, как проходит твой день после школьных занятий;
— расскажи, как ты проводишь выходные дни.
Какие результаты мы получили? В будни родители помогают с выполнением домашнего задания (в основном это проверка, иногда, выполнение и за детей, но этого делать не надо. Ваша помощь должна заключаться в том, чтобы делать вместе с ребёнком, а не за него) – 26 %, а в выходные – 9% учащихся. Общение с родителями (в основном – это игры и прогулки) – в будни – 17 %, в выходные – 52 %. Оказание помощи родителям (это совместные домашние дела) – в будни – 13 %, в выходные – 17 %. Не происходит никакого общения с родителями (дети сами по себе, родители заняты своими делами) – в будни – 56 %, в выходные – 17 % учащихся.
Итак, уважаемые родители, уделяйте больше времени своим детям. Не
ограничивайтесь проверкой домашнего задания. Выезжайте на природу, в музеи, в цирк, кино в парк, на каток. Устраивайте совместные прогулки, просмотр фильмов и их обсуждение, читайте вместе с ними, дискутируйте на разные темы.
Ведь ребёнок нуждается не только в материальной заботе, но и в моральной, духовной, нравственной и т.д.. Помните о том, что детство быстро проходит, а воспоминания о нём живут всю жизнь.
Школа, в свою очередь, говорит о роли семьи в воспитании. Но не с целью переложить ответственность, просто, как говорил Л.Н. Толстой: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И, если в семье принято уважать старших, то ребёнок — будет это делать и вне дома.
Ведь самый главный пример для любого ребёнка его родитель — самый лучший, самый важный; тот, который на его взгляд, всегда поступает правильно. И родители не должны забывать об этом: следить за каждым сказанным словом, за каждым действием. Примером может служить поведение детей в обществе. Многие дети просто не здороваются с учителями даже в стенах школы. А как можно заставить их это делать, если многие родители, особенно папы не здороваются, приходя в школу. Они считают, что надо здороваться только с тем учителем, который учит его ребёнка. Это, вроде мелочь, но с этой мелочи начинается воспитание нравственного, образованного человека.
Или другой пример, когда мы выезжаем с детьми на мероприятия, ведут они себя очень бестактно, это мягко сказано. Такое ощущение, что им никто и никогда не объяснял, как себя ведут в обществе. Но, когда на массовых мероприятиях видишь, как ведут себя родители, то понимаешь, что воспитать правильное поведение практически невозможно, потому что родители сами ведут себя не очень правильно и детей не учат. Во время проведения мероприятий нельзя громко разговаривать, говорить по телефону, выходить в то время, когда кто-то на сцене выступает. Такое поведение говорит о том, что нет элементарного уважения к выступающим. Почаще ставьте себя на место других. На вашем примере учатся ваши дети.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А. Сухомлинский.
Являясь представителем той и другой стороны, объективно могу сказать, что неважно кто должен сделать больше: семья или школа, главное, чтобы оба этих трудовых коллектива воспитывали вместе — ради развития личности ребёнка.
Основной целью организации такого взаимодействия является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители.
Задачи, вытекающие из данной цели:
• повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка;
• создание условий для выполнения семьёй воспитательной, психологической, здоровьесберегающей функций;
• утверждение собственно семейных ценностей, таких, как уважение к матери и отцу, к старшим членам семьи, любовь к детям и забота о них, посильный вклад каждого в создание материальной основы семьи, полноценное внутрисемейное общение, совместное проведение досуга, самореализация и самораскрытие личности взрослого и ребенка, а также общечеловеческих ценностей, в числе которых — здоровье; активная трудовая и общественная деятельность; познание, развитие и творчество; передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода; трансляция через семью культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды, национальный язык; национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству.
Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками семьи и образовательного учреждения. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу.
Эффективность взаимодействия обеспечивается также опорой на психолого-педагогические принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, диагностика, использование идей и средств народной педагогики как основы домашнего воспитания, выбор оптимальных форм, средств и методов взаимодействия и др.
Направления:
— повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;
— консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;
— организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.
Реально взаимодействие предполагает, что школа и семья — равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого и равноправие сторон нарушается.
Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции происходит через:
• включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;
• правовое просвещение родителей;
• оказание помощи родителям в семейном воспитании;
• совместная со школой организация социальной защиты детей;
• организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.
Выделю четыре направления, по которым наша школа организовывает взаимодействие школы и семьи.
1. Формирование активной педагогической позиции родителей.
Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители. Например: совместные праздники и классные огоньки, помощь в подготовке и проведении школьных и районных мероприятий, поездки в цирк, театр, музеи. Но, к сожалению список этот очень мал и хочется, уважаемые родители, чтобы мы с вами работали в более тесном контакте и не только по поводу учёбы и дисциплины детей, но и в организации досуговой, спортивной, интеллектуальной деятельности наших детей. Дети очень любят, когда их родители в чём-то участвуют, у них появляется гордость, они становятся ближе к вам, а соответственно и более открытыми. А родителям, которые принимают активное участие в жизни своих детей, пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо от себя лично и от всего коллектива.
2. Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, консультации для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы, родительские собрания. Необходимо уделять внимание вопросу подготовки выпускников школы к ЕГЭ и знакомству родителей с нормативными документами о ходе проведения ЕГЭ на информационных консультациях и родительских собраниях, психологическому консультированию родителей и учащихся.
3. Взаимодействие социальной службы с семьями. В нашей школе социальный педагог – Слепухина О.Н. Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов:
— изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей,
— знакомство с бытовыми условиями учащихся;
— группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала;
— составление программ совместных действий;
— анализ результатов совместной воспитательной деятельности.
4. Вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна — благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить своих детей, поддерживать их.
Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.
Пока ребенок живет в семье, нам кажется, что только семья, влияет на него.
Но вот он поступает в общественные институты, детский сад, школа, вуз и мы видим, что он потихоньку отдаляется от нас, и не только мы, но и общество подключается к процессу воспитания. Часто бывает так, что интересы общества и интересы семьи расходятся и мы начинаем тревожиться по поводу того, что нашего ребенка воспитывают не так, как нам бы хотелось.
В этой ситуации и возникает чаще всего поиск виноватого. Родители говорят, что школа неправильно учит. Школа говорит, что родители неправильно воспитывают. Собрались, обменялись неприятными эмоциями, а проблема не решилась. Что делать — неизвестно?
Давайте подумаем, какова главная цель воспитания? Сформировать зрелого гармоничного человека. Что это такое? Это значит, что нам нужно, чтобы наш ребенок став взрослым, мог: приспосабливаться к окружающим людям (быть гибким), был зрелым (адекватно оценивал жизненную ситуацию), мыслил здраво, был самостоятельным, ответственным, уважительным к себе и другим.
Существует три типа воспитания. Воспитание для себя, воспитание для общества, воспитание для ребенка.
Первый тип имеет место тогда, когда основной задачей родителей становится желание сделать существование ребенка рядом с собой максимально удобным для себя.
Второй тип ориентирован на создание удобного человека для общества.
Гармоничным считается третий тип воспитания, основной задачей которого, является формирование личности обладающей характеристиками, озвученными выше. И здесь важно помнить, что любое наше воспитательное действие влечет к тем или иным последствиям.
Тезисы:
• Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.
• Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.
• Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
• Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.
• Когда к детям относятся терпимо и справедливо, они учатся быть терпимыми и справедливыми с другими.
• Когда детям внушают уверенность в себе, они учатся быть спокойными и уверенными.
• Когда к детям относятся с восхищением и похвалой, они учатся доброй оценке.
• Когда дети живут в обстановке правдивости, они узнают, что такое справедливость.
• Когда дети живут в безопасности, они учатся вере.
• Когда поступки детей одобряют, они учатся ценить себя.
Осуществить это только в семье невозможно. Постольку поскольку наш ребенок подвергается не только нашим воздействиям, но и воздействиям социума, ломать копья и искать крайнего бесполезно. Необходимо объединяться для того, чтобы сделать существование наших детей максимально комфортным.
Многие взрослые проблемы уходят корнями в детство. Мы чувствуем себя несчастными оттого, что нас, когда-то недолюбили, недохвалили, недопоняли, недооценили. Будет ли разумным повторять ошибки, последствия которых мы прочувствовали на себе и знаем, как это больно. Дети становятся заложниками и если мы с вами, взрослые, не сумеем договориться, то имеем ли мы право требовать чего-то от детей. Они в большей степени воспитываются на нашем примере, а не на том, что мы декларируем.
Практика показывает, что наши дети лучше нас, добрее, милосерднее, и именно мы взрослые, на протяжении всей их последующей жизни либо создаем соответствующие условия для того, чтобы они стали еще лучше, духовно богаче, творчески развивались; либо мы прямо или косвенно способствуем тому, чтобы наши дети с годами набирались негативного опыта. Так, что уважаемые взрослые, выбор за нами! Ведь именно на двух социальных институтах, семье и школе, лежит ответственность за воспитание детей: семья по Конституции, первый и главный воспитатель ребенка; образовательное учреждение — помощник родителям в воспитании детей по профессиональной принадлежности.
Для успешного взаимодействия семьи и школы я советую нам с вами помнить и следовать следующим правилам:
Любите!
Уважайте!
Помогайте!
Объясняйте!
Учите!
Доверяйте!
Спрашивайте!
Благодарите!
Вместе можно сделать многое. Главное, чтобы, и учитель, и родитель понимали, что всё это ради того, чтобы ребёнок вырос добрым, умным, активным, сильным, ответственным, творческим ЧЕЛОВЕКОМ.