Автор: Фердерер Елена Викторовна
Мой первый гербарий
Представьте себе, что вы читаете волшебную книгу с картинками. Страница за страницей увлекают вас в неизведанное, рассказывают историю о чем-то чудесном. Кто Автор этого произведения? Природа. А название шедевра – «Гербарий». Хочется оставить кусочек лета себе на память. Наступит осень, затем зима, краски потухнут, но у Вас останутся яркие и солнечные воспоминания — гербарий.
В этом проекте детям было предложено оставить кусочек лета и сделать гербарий своими руками.
Современные дети, не задумываясь о значимости растений в природе, используют их не по назначению, губительно воздействуя на них, что является экологической проблемой будущего. Необходимо изменить взгляды ребенка на окружающий его мир и начать с развития интереса детей к нему. Для преодоления сложившейся проблемы можно использовать такой метод как «сбор гербария».
Создание проекта «Мой первый гербарий» поможет детям находить в природе необходимые растения по изученным признакам. Полученные навыки и знания станут первой ступенью в экологическом воспитании ребенка.
В рамках проекта «Мой первый гербарий» реализуются такие задачи как:
Образовательные: способствовать формированию элементарных представлений о растительном мире.
Развивающие: развивать внимание к окружающему миру, находить необходимое по изученным признакам, рассуждать и делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе.
Всю работу можно разделить на три этапа.
Первый этап – сбор трав и растений.
Это время когда взрослые и дети на прогулке по знакомой местности находят в природе необходимые растения. Совместно проведенное время, интересные беседы, истории из детства родителей объединяют семью. К этому процессу подключаются бабушки и дедушки, ведь именно из поколения в поколение передаются старинные рецепты от всех болезней.
Второй этап – сушка растений. Педагог предлагает различные варианты засушивания и только экспериментальным путем дети сами приходят к правильному выводу. Данный этап наблюдений изменения формы и цвета листьев самый впечатлительный. Каждый день участники начинают с дневника наблюдений, в котором с помощью различных оттенков цветных карандашей графическими изображениями отображают увиденные изменения.
Завершающим этапом формирования гербария является закрепление засушенного материала на листе бумаги. Используя различные клеящие вещества, дети снова и снова проходят этап экспериментирования. По итогу, единогласно принятым решением было использование скотча.
Долгосрочный проект создания не простой книги, а журнала иллюстраций с использованием натуральных материалов наполненный рядом эмоций переполнявших детей при создании каждого листа, воспоминаниями проведенного семейного досуга и тех пиков экспериментальных побед, превращают этот шедевр в картину чудес.
Гербарии можно использовать в непосредственно – образовательной деятельности, совместной деятельности (в режимных моментах) и самостоятельной деятельности детей.
В самостоятельной деятельности, детям предлагаются дидактические настольно – печатные игры, рассматривание растений гербария, нахождение знакомых растений, рассказывание, что они знают об этом растении, загадывание загадок, самостоятельное придумывание загадок – описаний.
В совместной деятельности воспитатель предлагает детям речевые и настольно – печатные дидактические игры по растениям (гербария), читает детям сказки, рассказы, загадывает загадки о растениях.
В результате продуктивной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности, дети создают поделки из природного материала, аппликации с использованием листьев гербария.
Я считаю, что по итогу завершения проекта все поставленные задачи были достигнуты. Познание нового, сохранение красоты природы, бережное отношение к ней, уважение к чужому труду и многое другое каждый ребенок запечатлел в своей памяти и отразил в своем первом гербарии.