Автор: Кашуба Татьяна Аркадьевна
Значение театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Театрализованную деятельность можно отнести к самым распространенным видам детского творчества. Театрализованную деятельность трудно отделить от игры. Как в игре ребенок использует свой социальный опыт для того, чтобы перевоплотиться в желаемый образ (мамы, водителя, летчика, строителя), так и в театрализованной деятельности он использует свой опыт для создания образа. «Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение» [Щеткин 2007].
Театрализованная деятельность обладает большими возможностями для развития ребенка. Яркие красочные образы и звуки вносят свой вклад в развитие сенсорной культуры ребенка. С помощью необходимых познавательных процессов (анализа, синтеза, обобщения) идет процесс познавательного развития. В драматизации оттачиваются реплики персонажей, а исполняемая роль всегда требует запоминания правильных оборотов в речи, совершенствования грамматического строя речи. В любом произведении, выбранном для драматизации, присутствует определенный социальный опыт. Дети усваивают нравственные ценности и понятия о дружбе, доброте, находчивости, храбрости. Театрализованная деятельность может оказывать терапевтический эффект – решая проблемную ситуацию, ребенок усваивает способы выхода из трудных жизненных ситуаций, что «помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе» [Маханева 2004].
Театрализованные игры имеют свои особенности:
· в их содержании есть литературная основа;
· заданные литературным произведением образы;
· подразумевают наличие зрителей.
· Театрализованные игры обычно делят на два вида:
· игры-драматизации,
· режиссерские игры.
Сущность игр –драматизаций в том, что ребенок исполняет роль как артист. Он создает свой образ и обыгрывает его с помощью вербальных и невербальных средств выразительности. Игры-драматизации, в свою очередь, делятся на:
· игры-имитации (дети имитируют образы животных: звуки, движения);
· ролевые диалоги;
· инсценировки;
· постановки целых спектаклей;
· игры-импровизации (разыгрывается сюжет без предварительной подготовки).
Сущность режиссерских игр в том, что артистами являются игрушки, а ребенок выступает в качестве режиссера. Он может озвучивать героев, комментировать сюжет, при этом использовать разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр можно выделить много, в зависимости от средства на котором происходит действие (настольный, плоскостной, объемный), или в зависимости от использования кукол [Акулова 2005].
Остановимся подробнее на характеристике видов кукольного театра:
Ø настольный театр
Ø пальчиковый театр
Ø варежковый театр
Ø теневой театр
Ø театр на фланелеграфе
Ø театр масок
Ø театр штоковых кукол
Ø театр марионеток
Ø БИ-БА-БО
Для настольного театра достаточно взять игрушки, которые есть в группе. Можно использовать самодельные куклы из любого материала (тряпичные куклы, куклы — матанки, из любого бросового материала). Сценической площадкой может выступать обычный стол. Куклы можно просто держать, можно одевать на руку, на гапит. Руки не маскируются, а просто передвигаются. Воспитатель берет на себя одну роль, может несколько, остальные роли выполняют дети. Для такого вида не рекомендуются произведений, требующих сложных действий. Он может возникнуть спонтанно, для проигрывания отдельных эпизодов.
Пальчиковый театр организуется с куклами, которые одеваются на палец, или на руку. Куклы можно изготавливать из бумаги, или материала. Произведения берется такие, чтобы было не более 5 героев. Ширма не требуется. Куклы занимают мало места. Их удобно переносить. Можно использовать фрагменты на любом занятии.
Варежковый театр может быть разновидностью пальчикового, только в качестве куклы выступает варежка, которая одевается на руку. Варежку можно изготовить из бумаги, а можно из старой варежки, придав образ героя (пришить уши, глаза и др.)
Для теневого театра нужно специальное оборудование: ширма с пропускающим свет полотном и лампа. Куклы выступают за ширмой, дети смотрят на экран. Куклы изготавливаются из темной плотной бумаги. К ним приклеивается палка, за которую можно держаться, чтобы не было видно руки.
Для театра на фланелеграфе тоже нужна специальная ширма — немного наклонная доска, обтянутая мягкой тканью, на которые выставляются плоскостные фигурки с липучкой. Моно использовать магнитную доску, и фигурки фиксировать магнитом. Для такого театр подойдет небольшая пьеса с минимальным количеством авторского текст. Персонажи должны быстро меняться.
Для театра масок нужны шапочки, к которым можно пришить фигурку персонажа. Можно просто нарисовать персонаж и закрепить на голове ребенка с помощью резинки.
Театр марионеток требует соответствующего оборудования. Для него готовятся куклы, которые крепятся на ваге, к которой прикрепляются нитки, с помощью который осуществляется движение кукол. Этот вид театра очень важен для развития координации у детей. Куклами достаточно сложно управлять. Но это вид нужен для развития мелкой и крупной моторики.
Бибабо – один из самых древних видов театра. Для него нужна ширма по росту актеров. Они спрятаны за ширмой, а куклы над ширмой. Кукла состоит из объемной головы (обычно из папье-маше) и туловища в виде платья. В голове есть отверстие, куда просовывается средний палец, а большой и мизинец управляют куклой (ее руками), ног нет (кукла движется вдоль ширмы и рук не должно быть видно.
Можно все виды кукольного театра разделить по способу управления куклой:
Ø Перчаточные
Ø На палке
Ø Тростевые
Ø Теневые
Ø Марионетки
В последние годы воспитатели-практики придумали много способов изготовления кукол для кукольного театра и получилось много разновидностей: театр ростовых кукол, платковый театр, вязаный театр, театр из носков, театр оригами, баночный театр.
Для формирования творческой активности в театрализованной деятельности важно соблюдать ряд условий:
Ø развивать интерес к литературе, к чтению;
Ø водить детей в кукольный театр;
Ø изготавливать куклы и реквизит вместе с детьми;
Ø развивать интеллект и речь детей.
Для того, чтобы развивать творческие способности с помощью театрализованной деятельности необходимо формировать навыки актерского мастерства, которые включают в себя и навыки кукловождения, и речевые умения (вести монолог и диалог), и умения работать на сцене, умения «вжиться в роль», т.е испытать те же чувства, что и герой.