8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Как научить ребенка терпимости»

Автор: Калинина Марина Борисовна

                                                         «Как научить ребёнка терпимости»

    Каждый человек уникален  и не похож на других как внешне, так и внутренне. Мы все разные, но живем рядом и должны общаться.  Но наше  общение не всегда проходит гладко. Первое общение у малыша со сверстниками происходит как правило,  в  ясельной группе детского сада, в песочнице. И если карапузы до трех лет выясняют отношения посредствам укусов, щипков и царапанья, то дети постарше берут на вооружение прозвища, дразнилки, обидные сравнения.  Родители долго отказываются верить, что их милый малыш способен говорить такие унижающие слова , чтобы обидеть другого ребёнка. Как научить ребёнка гибкости, доброжелательности и терпимости в общении?  Для этого надо знать причины его вербальной агрессии. Первая причина: я не такой, как другие.   Познавая себя, ребёнок начинает понимать,  что он отличается от других малышей.  В это время ребёнок начинает сравнивать других детей с собой: »  Я ловкий, а Сережа- нет.   Я высокий , а Витя маленький». Сравнивая себя с другими , он определяется в этом мире.  Вторая причина: неприязни ребёнок учится у взрослых.  Осознание того, что он не такой, как другие дети, не вызывает у малыша антипатии к сверстникам.  Откуда же тогда дразнилки и прозвища? А учится такому поведению малыш к сожалению у взрослых.   Всем известно , что малоуспешные люди  для своего самоутверждения унижают других.  Поэтому малыши часто слышат нелестные высказывания родителей о  соседях, коллегах, знакомых.И если они позволяют себе негативно  отзываться о других, значит, так может поступать и малыш.

Какие же особенности служат основанием для «подколов»?  Особенности внешности («пончик», «рыжая», «грязнуля» ), особенности поведения (» плакса», «жадина», «ябеда»). Если у ребенка трудности в обучении , в общении со сверстниками, к нему «прилипают» клички «тупой», «лох», «ботаник». Дети, которых часто дразнят очень страдают. Они становятся  малообщительными, замкнутыми, неуверенными в себе, а иногда и агрессивными. Нетерпимость отрицательно влияет не только на личность того, в отношении кого она проявляется, но и того, кто её выражает.  Поэтому родители должны понять, на чьей стороне «играет» их дитя. Ведь от того, насколько терпим ребенок к чужим  особенностям, зависит терпимость взрослого человека к недостаткам партнера, товарищей, окружающих людей.  Все начинается с детства.  И поэтому  учить терпимости ребёнка необходимо с раннего возраста. И если вы убедились , что ваше «чадо» завоёвывает авторитет путем  унижения сверстников, то пришла пора объяснить малышу, что каждый человек обладает достоинством, как бы он не отличался от других.  Вот некоторые рекомендации,  которые помогут сформировать у ребенка терпимое отношение к другим людям.  Родителям необходимо контролировать то, что они говорят при детях.  Нет смысла внушать малышу, что обзываться  плохо, если пять минут назад  вы с подругой обсуждали «мымру» из  соседнего подъезда.  Обсуждая,  «какие косые  глазки у  Верочки из вашей группы», вы подсказываете своему ребенку, каким прозвищем можно «наградить» Верочку. 

Явное- не самое главное.   Родители должны объяснить ребенку,  что ум, внешность, национальность имеют не слишком большое значение.  Предложите малышу вкусную конфету, завернутую в  неприглядный фантик. Съев её, ребенок уверится, что конфета в неприглядном фантике также вкусна, как и в ярком. Вы должны объяснить своему ребенку, что так случается и среди людей:  внешность не очень привлекательная, человек хороший и добрый.  Игра и сказка — важные ваши помощники.  Сказки — это кладезь  мудрости.  Они не навязчиво объясняют  детям ,что  неумытая «замарашка» Золушка на самом деле добрая и трудолюбивая девочка,  что  кот, петух и маленький человечек  Жихарка  вовсе не похожи друг на друга, но это не мешает им быть настоящими друзьями.  А что  делать , если если жертвой нападок стал ваш ребенок?  Помните, что беседовать на эту тему с обидчиками малыша, все равно, что воевать с ветряными мельницами.  Если мамы и папы этих детей не учат их терпимости , то ваши старания будут безрезультатны. Если объектом насмешек  становится внешность ребенка, надо посмотреть, можно ли это исправить.  Очень полному ребенку нужно помочь похудеть. Если ребенка дразнят «грязнулей», то родители обязаны следить за  его внешним видом.  Если нельзя изменить недостаток( веснушки, длинный нос, лопоухие уши), научите ребенка изменять отношение к ситуации.  Скажите, что Пеппи тоже была с веснушками, но это не помешало ей стать любимой героиней для тысячи ребят.    И, наконец , научите ребенка правильно реагировать на оскорбления: игнорировать, делать вид,что не слышит;  выучить «отговорки»(«кто обзывается, тот так сам и называется»). Надо помнить,что главным в воспитании терпимости к чужим  особенностям является отношение родителей к этой проблеме.   Если они готовы над собой, следить за своими высказываниями о других людях и за отношением своего чада к другим детям, то в будущем проблем  межличностных отношений их подрастающему ребенку, скорее всего , удастся избежать.

    

×
×