Языковая догадка на уроках английского языка в начальной школе

Автор: Элина Нилевна Сазонова

Языковая догадка на уроках английского языка в начальной школе

При изучении языка словарный запас накапливается постепенно. Однако читать и переводить обучающимся необходимо уже на начальном уровне овладения языковыми навыками.

Лексика в системе языковых средств является одним из важнейших компонентов речевой деятельности. Скудный лексический запас влияет на все виды речевой деятельности: в речи и письме употребляется однообразная лексика, что делает речь неестественной, лишенной лексической вариативности и гибкости.

На моих уроках я говорю своим ученикам, что знать все слова изучаемого языка невозможно, нужно использовать языковую догадку. Что представляет собой языковая догадка и зачем она нужна младшим школьникам? Языковой догадкой лингвисты называют умение человека угадать значение незнакомого слова (в родном или иностранном языке) из контекста, а также умение понять новое значение уже знакомого слова на основе понимания логики языка.

Действительно, при чтении текста на английском языке не стоит смотреть в словаре значение каждого незнакомого слова, нужно постараться угадать его из контекста. Именно такое свойство нашего мышления, как языковая догадка, помогает нам на основе определённых умозаключений выяснить из контекста или анализа слова, что значит то или иное понятие.

Однажды на уроке, в самом начале своей педагогической деятельности, у меня был случай, когда я попросила обучающихся 4 класса, которые хорошо изучили тему «Professions» и  лексика была им знакома, использовать языковую догадку, объяснив им при этом что это такое, я сильно удивилась, что мои ученики испытали «ступор» и не смогли перевести предложение: «He helps sick animals». Почему же они не смогли перевести предложение, зная слова he, help, animal и зная о профессии ветеринар – vet?

Проанализировав ситуацию, я поняла, что их испугало незнакомое слово sick, произошло это потому, что ученик не может самостоятельно определить его значение  из контекста и, как следствие, не понимает все предложение.

Получается, что можно учить слова наизусть, но при этом владение языком в целом будет оставаться низким, если не развивать языковую догадку. Ведь знать все слова невозможно, а заглядывать в словарь, чтобы посмотреть каждое — трата времени и снижение эффективности обучения.

Как же помочь ученикам развить данный навык? Чему их учить, чтобы им было легче угадывать слова по контексту?

Помимо важности уделения внимания контексту, т.е. того, что вокруг незнакомого слова, есть еще несколько помощников в развитии этого навыка.

Чтобы развивать языковую догадку, необходимо изучать:

1.                 словообразование;

2.                 предлоги;

3.                 конструкции и порядок слов в предложении;

4.                 части речи;

5.                 чтение и аудирование.

Как  же это можно сделать на практике?

Словообразование

Здесь важно обратить внимание детей, что слова состоят из частей. Сделать это можно с помощью простых игр и подборки слов с суффиксами и приставками. Например, если ученики изучают тему «Профессии», можно показать, как суффикс -er помогает нам сказать, что человек чем-то занимается. Для этого необходимо продемонстрировать несколько примеров присоединения морфем:

bake + er = baker

sing + er = singer

write + er = writer

А затем предложить ученикам самостоятельно «собрать» слова. Можно сделать карточки с глаголами (drive, build, paint, dance, clean, teach) и суффиксами (-er), которые необходимо соединить также и с флеш-картами профессий, чтобы значение слов было наглядным и понятным.

Изучение предлогов

Обращать внимание на предлоги нужно всегда. Если говорить о языковой интуиции, то детям знание предлогов поможет догадываться о значении целых выражений.

Вводить и отрабатывать предлоги с младшими школьниками можно при помощи игр и песен. Например, в игре “Magic box” необходимо сложить в коробочку слова (дни недели, части дня, ежедневные действия). Затем учитель трясет коробочку, произносит волшебные слова, дети достают листочки из коробки и составляют с ними свои предложения. Можно сделать это в формате brainstorming.

Изучение конструкций

Мы знаем, как важно при изучении языка учить слова не отдельно, а в конструкции. Коллокации или устойчивые выражения помогают нам говорить живым языком, по звучанию близким к тому, как говорят носители, а также отойти от перекладывания русских языковых реалий на английский язык.

Например, в русском языке мы катаемся НА велосипеде, лошади, лодке, поэтому и в английском дети, когда изучают слово ride, часто хотят добавить “on” после него. Поэтому когда изучаете выражение “ride a bike”, спросите ребенка, а на чем же еще мы можем кататься, и составьте, как можно больше вариантов, поиграйте в “Mime and guess”, чтобы запомнить и закрепить употребление фраз.

Части речи и порядок слов в предложении

С младшими школьниками делать это нужно имплицитно, обозначая слова-действия, слова-предметы, слова-описания, обращая внимания на их форму, предлоги, с которыми они используются, и что очень важно — место в предложении.

Здесь преподавателям помогут игры на группировку слов. Например, “Flowers”: нужно подготовить основу цветков — бумажные тарелки для прилагательных, глаголов и лепестки из цветной бумаги с написанными словами. Ребенок берет лепесток, читает слово и решает, к какой тарелочке его прикрепить с помощью прищепки. Детям это очень нравится!

А также игры на построение предложений из предложенных слов.

Чтение и аудирование

Невозможно представить развитие языковой догадки без чтения и аудирования. Чтобы дети с легкостью определяли значение новых слов, нужно, во-первых, создать комфортную атмосферу на уроке и показать, что незнакомые слова — это не страшно. Также позволяйте детям угадывать смысл языковых единиц самостоятельно, не говоря его прямо, а лишь подсказывая. Например, приводя примеры с похожими морфологическими признаками или изобразив слова пантомимой.

Значение которое ученик понял сам, запомнится гораздо лучше, чем подсмотренное в словаре, ведь здесь в работу задействованы нейронные связи. Ребенок «‎проживает» этот момент догадки.

Однако, сработает это, если в целом смысл текста или аудио понятен. Ведь если незнакомо не одно слово, а практически весь текст, то и языковая интуиция не поможет.

×
×