Логико-смысловая модель как одна из форм развития познавательной самостоятельности учащихся»

Автор: Новикова Валентина Васильевна

По концепции ФГОС к учащимся школ предъявляются высокие

требования — им не столько нужен объем полученных знаний, сколько умение

их находить самим, возможность использовать свои компетенции при

обучении. Сложность и объем материала, который должен усвоить ученик в

условиях модернизации образования выявил у них при проведении

различных форм аттестации знаний определенный дефицит знаний.

Я определила из широкого круга одну из них, связанную с:

1. несформированностью у учащихся методикой работы с текстом и

учебной литературой в целом в контексте продуктивного чтения;

2. умением находить требуемую информацию для подтверждения

выдвинутых тезисов, на основе которых необходимо построить

речевое высказывание;

3. умением представлять информацию в виде тезисов, ключевых слов,

схем ,наглядного и компактного планшета;

4. умением строить монологическое контекстное высказывание;

5. отсутствием навыков критического мышления.

Добиться положительных результатов в устранении данного дефицита

знаний возможно в том числе через развитие познавательной

самостоятельности учащихся. Мы привыкли думать, что удобнее, а может и

проще, заставить внимательно слушать ученика и дело пойдет тут же на лад.

Однако ученик, как и любая личность, наделен свободой воли, с которой

нельзя не считаться.

В романе «Муки радости» американского писателя Ирвинга Стоуна об

итальянском скульпторе Микеланджело Буаноротти есть диалог,

отражающий суть нашего разговора о современном уроке и роли ученика и

учителя в нем. 13-летний Микеланджело пришел поступать в знаменитую

итальянскую школу живописцев под руководством Доменико Гирландайо.

Между ними состоялся диалог, фрагмент которого отвечает на многие

вопросы:

 Умеешь рисовать?

 Я умею учиться.

Учитель и ученик поняли друг друга. И поэтому шедевры

Микеланджело пережили века и стали достоянием человечества.

При подготовке к урокам возникают разные вопросы:

Как из ученика «вольнослушателя» сделать активного соучастника

учебного процесса?

Как создать эффективную триаду, состоящую из ученика, учителя и

учебного материала?

Как достичь осмысления большого объема учебного материала,

обеспечить его эффективное усвоение в условиях информационной

перенасыщенности, с перегруженностью учебников излишней информацией,

 

с недостаточно последовательным и конкретно изложенным материалом в

параграфах. Так, на изучение темы «Члены предложения» в 5 классе

отведено минимальное количество часов. А на изучение темы

«Синтаксический разбор простого предложения»или «Морфологический

разбор части речи»- по одному часу при достаточно сложном, но важном

материале для учащихся.

Поиск ответов на эти вопросы привел меня к изучению дидактической

многомерной технологии проектирования логико-смысловых моделей

(ЛСМ), предложенной профессором БГПУ Валерием Эмануиловичем

Штейнбергом. Она, на мой взгляд, позволяет учителю реализовать

поставленные образовательные цели.

Инструментом и продуктом дидактической многомерной технологии

является логико-смысловая модель. В основе создания лежит системный

подход и поэтапное формирование умственных действий, разработанные в

трудах П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.

Мы знаем: при проектировании моделей, схем у ученика включаются и

слуховая, и зрительная, и смысловая память, что значительно повышает

интеллектуальную активность. Решающим преимуществом модели является

наличие объема, массы, рисунка и цвета.

В основе логико-смысловой модели лежит опорно-узловая система

координат кругового типа. В центре системы координат помещают объект

исследования (тему урока, название раздела, проблему). Затем определяются

основные направления темы, которые рекомендуется разбивать на 8 частей.

Таким образом, выделяются дополнительные подразделы (главы, группы,

направления). Из каждой части выбираются главные понятия (ключевые

слова, словосочетания, аббревиатуры, метафоры), которые и фиксируются в

узловых точках модели, называемых координатами. Модель позволяет

отразить межузловые связи и отношения.

Алгоритм составления логико-смысловых моделей содержит

следующие этапы:

1. определение числа координат, их взаимное расположение. При этом не

всегда удается следовать технологии, т.е. распределить материал по

восьми направлениям.

2. определение узловых элементов. Здесь возможен творческий подход,

что особенно ценно в использовании ДМИ (дидактические

многомерные инструменты).

3. установление связей между координатами и узловыми элементами.

4. кодирование узловых элементов ключевыми понятиями. На этом этапе

у учащихся формируются познавательные универсальные учебные

действия – умение структурировать знания, умение адекватно,

подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста,

определение основной и второстепенной информации.

Данная модель получила название логико-смысловой по той причине,

что схема содержит два компонента: логический – в виде системы

 

расстановки координат и узлов и смысловой – в виде кодирующих понятий,

названий координат и узлов.

Остановимся на ЛСМ, построенной в 9 классе на уроке обобщения

творчества А.С. Пушкина. Учащиеся неоднократно уже изучали ряд тем по

русскому языку и литературе с использованием технологии ЛСМ. Поэтому

они знают членов своей мини-группы в текущей четверти и оперативно

реагируют на предложенные учителем опережающие домашние задания.

Одно из них – определить признаки понятия «литературный портрет».

Впоследствии именно эти признаки стали названиями координатных лучей

модели.

Учащиеся, изучив и отобрав материал по своему направлению,

определили узловые элементы на луче. После этого они разделили между

собой, кто из них, какой узел представит на уроке. Современные учащиеся

для решения данного вопроса, быстро создают в одной из социальных сетей

группу, внутри которой они уточняют детали, устраняют возможные

повторы информации, готовят вывод по проделанной работе. Таким образом

дистанционно группа готовила материал. Также они продумали форму своего

устного монологического выступления, зная, что творческий подход

приветствуется. Поэтому на уроке учащиеся представили заседание круглого

стола, диалог современников поэта, чтение наизусть, сочинения по личным

впечатлениям, игру, мини-практикум, элементы костюма пушкинских

времен.

Каждая группа сопровождала выступление презентациями, которые

позволили учащимся увидеть ключевые понятия на узлах, краткую запись

вывода. А также слайды иллюстрировали фотографии с картин художников,

связанных с судьбой и творчеством поэта, отрывки из кинофильма, спектакля

по произведениям А.С.Пушкина, буктрейлер на романе «Я вас люблю, хоть и

бешусь» на слова А. Пушкина и другое. Все эти формы позволили учащимся

включить не только слуховую, но зрительную и смысловую виды памяти,

оперативно заполнить понятиями узлы на луче. Так был создан объемный

опорный конспект по теме урока. Этот конспект явился для них действенной

помощью – планом при написании сочинения по творчеству А.С.Пушкина.

Применение ЛСМ будет уместно практически на любом этапе урока и

на уроке любого типа. При изучении нового материала учащимся можно

предложить готовую ЛСМ, которая может служить планом изучения темы,

поможет акцентировать внимание учащихся на ключевых понятиях,

алгоритмах, примерах. На уроках закрепления и развития модель может

дорабатываться, уточняться, изменяться в зависимости от уровня подготовки

учеников и на основе ранее усвоенных знаний и умений. ЛСМ, отражающая

алгоритм решения какой-то типовой задачи будет полезна на уроке

формирование умений и навыков.

Несмотря на простоту алгоритма, при разработке ЛСМ могут

возникнуть проблемы такого характера:

 

1. не всегда удается сохранить 8 направлений – координат, особенно при

разработке модели учащимися самостоятельно, т.е. существует эффект

упрощения ЛСМ или усложнения.

2. подготовительная работа может занимать значительное время по

сравнению с подготовкой традиционного урока.

3. необходимо предусмотреть на шаблоне ЛСМ все необходимые

наглядные обобщенные действия по решению задачи или проблемы,

что требует тщательного отбора материала, его структурирование и

логическое представление.

И при всем этом, на мой взгляд, преимущества технологии ЛСМ

очевиден. Они позволяют:

1. получить целостное представление об изучаемом объекте.

2. вычленить из общих понятий частные

3. компактно обучать структурированию знаний и логике.

4. организовать самостоятельную работу учащихся при выполнении

творческого, исследовательского задания.

5. избавить учащихся от механического заполнения.

ЛСМ создает условия для развития умения работать с текстом,

создавать текст, представлять текст выделяя главное, сворачивая

информацию в смысловые группы, сравнивать и сопоставлять,

классифицировать.

Результатами могут стать:

1. сотрудничество ученика и учителя

2. достижения единства содержания и обучения

3. снижение психологической напряженности в отношениях.

Об эффективности технологии ЛСМ при изучении данной темы можно

было понять по написанным сочинениям. Большая часть класса выбрали

темы, сформулированные на отметку «4» и «5». Тему сочинения раскрыли

все ученики. Структура и содержание сочинений соответствовали

требованиям. Жанры были разнообразные: сочинение-рассуждение,

сочинение по личным впечатлениям, рецензия. Работы были написаны с

опорой на ЛСМ, без использования интернет источников. У учащихся

получил дальнейшее развитие навык критического мышления, что

подтверждает индивидуальность контекста каждой работы.

×
×