Критериальный подход к оценке образовательных достижений школьников

Автор: Духова Лилия Юрьевна

Критериальный подход к оцениванию учебных достижений учащихся в условиях обновления содержания образования

 

Контроль и оценивание достижений учащихся в процессе обучения играют очень важную роль. На современном этапе развития, при оценке образовательных достижений, выделяют три основные задачи: 1) получение информации о состоянии учебных достижений учащихся; 2) выявление тенденций изменения состояния учебных достижений; 3) выявление факторов, оказывающих влияние на уровень учебных достижений. Критериальное оценивание – это оценивание, при котором оценка складывается из составляющих (критериев), отражающих достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности. Использование учителем технологий критериального оценивания предполагает постоянную, системную деятельность. Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека. При грамотном проектировании показателей учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует его для достижения более высокого результата. При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник”, “троечник”, “хорошист”, отпадают сами собой. Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.

Социальные перемены, глобализация социально-экономических и политических сторон жизни общества  диктуют школе как социальному институту требование обновления содержания начального общего образования с целью предоставления подрастающему поколению возможности получения качественного образования.

В этих условиях  основными направлениями обновления содержания начально образования являются:

— развитие ценностей,  которые способствуют как развитию личности, так и  общества в целом;

— приведение содержания школьного образования в соответствие с динамичными запросами современного общества с учетом закономерностей психолого-физиологического развития детей;

— обеспечение соответствия содержания образования новым современным требованиям по формированию компетенций, направленных на воспитание потребности и умения самостоятельно добывать и применять знания на практике и на развитие ученика как личности и субъекта деятельности;

— ориентирование содержания образования на целенаправленное и систематическое приобщение учащихся к научным способам познания и самостоятельным исследованиям,  на широкое применение учебных ситуаций, формирующих познавательную мотивацию и учитывающих дидактические возможности информационных технологий;

— обеспечение гуманизации содержания образования, вариативности содержания, форм и методов обучения, возможностей и права выбора в процессе обучения индивидуальной программы обучения;

— мотивирование через содержание задач воспитания трудолюбия, овладения основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умений применять их при реализации собственной продукции и услуг;

— формирование взглядов на будущее, укрепление моральных устоев, которые нужны человеку как члену общества и субъекту   международного сотрудничества;

— ориентация содержания образования на воспитание уважения к национальной культуре и открытости по отношению к другим культурным истокам.

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем.

Традиционная система оценивания, построенная на системе из четырех баллов: 2 («неудовлетворительно»), 3 («удовлетворительно»), 4 («хорошо»), 5 («отлично») и отношения учителя, потому что учитель при выставлении отметки ориентируется на целый ряд позиций:

— уровень учащегося относительно определенного эталона,

— уровень учащегося относительно класса в целом,

— уровень учащегося относительно его же самого в предшествующий период

При критериальном оценивании

— ученик становится настоящим субъектом своего обучения

— снижается школьная тревожность ученика

— учитель от роли “судьи в последней инстанции” переходит к роли консультанта, специалиста.

Что же такое “критериальное оценивание”?

Критериальное оценивание— это процесс, основанный на сравнений учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Введение критериального оценивания обеспечивает переход к деятельному подходу в организации учебного процесса, который ориентирован на развитие компетенций ученика.

Таким образом, данный вид оценивания позволяет:

Учителям:

1.Разрабатывать критерии, способствующие получению качественных результатов.

2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности.

3.Улучшить качество преподавания.

4.Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

-Учащимся:

1.использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания.

2.знать и понимать критерии оценивания

3. участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников.

4. критически мыслить, выражать свои мысли, точки зрения и идеи.

Родителям:

1.                  Получать доказательства уровня обученности ребенка;

2.                  Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

3.                  Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

Как создать критериальную работу:

1 шаг

1.                  Проанализировать содержание темы

2.                  Продумать виды проверочных работ

2 шаг

1.                  Выделить итоговые работы

2.                  Продумать, какие критерии использовать

3 шаг

1.                  Подобрать задания в соответствии с критериями

4 шаг

1.                  Создать рубрикатор оценивания

2.                  Создать проверочный лист

Для того чтобы учащимся было понятно каким образом происходит оценивание, им предлагаются различного рода способы оценивания – с использованием стикеров, смайликов, сигнальных карточек и самое главное критериев. Часто на уроках я использую взаимооценку, самооценку. Эти виды оценивания удобны при проверке домашнего задания, а также при проверке усвоения материала, рассмотренного на уроке. Хотелось, чтобы учащиеся видели результаты своей работы и свои оценки на разных этапах урока Проверка и оценивание  проводились по эталонам и критериям, данным мною. Хочу здесь отметить, что при самооценке не все ученики оценивали себя объективно, часто оценки были завышены и не соответствовали данным критериям. После урока я перепроверяла работы учащихся, находила несоответствия, доводила эти факты до учеников. Поняв свои ошибки, школьники стали подходить к данному заданию более объективно. Самооценка и взаимооценка еще удобны и тем, что экономят время на уроке.  Такая форма оценивания  являлась формативной, помогала ученикам увидеть и оценить результаты своей работы. Выполняя задание по оцениванию процесса опроса, я  старалась разработать такие задания, которые бы предоставили обучающимся возможность общения в парах («партнеры для беседы»), а также задания для работы в малых группах. Критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей;  снижается школьная тревожность ученика; учитель от роли «судьи» переходит к роли консультанта, специалиста.

В оценочной диагностике использую как стандартные тесты, проверочные

работы, диктанты, практические работы и т.п., так нестандартные задания для повышения мотивации. К ним относятся:

интеллектуальные задания, задачи на составление опорных таблииц и вопросов разного уровня к тексту. Кроме того, составление кластеров и написание эссе, рассказов, плакатов. Каждая форма работы оценивается по

критериальному принципу, то есть по накопительной системе баллов. В

ходе поисков новых подходов в оценочной деятельности применялась

комплексная оценка учащихся.

Одним из интереснейших методов критериального оценивания является

метод проектов. В проектной деятельности формируются ключевые

компетентности, развивается ученическая мотивация самостоятельного

поиска, реализуется проблемно-эвристическое обучение. Четко прописанные

критерии становятся основными элементами анализа работы ученика. В

проектной работе оцениваются не только знания, но и коммуникативные

умения, работа с информацией, личностные качества участников. Проект

развивает очень важные компетенции – самоменеджмент и самооценку.

В ходе проекта рождаются продукты: презентации, эссе, тематические газеты и т.п.

Задания с использованием критериального оценивания

 

Итоговая отметка: 0-3 баллов — оценка «2» 0 -50 %

4-8 баллов — оценка «3» 51%- 70%

9-15 баллов — оценка «4» 71%-90%

16-18 баллов — оценка «5» 91% -100%

Выводы:

— оценочная деятельность требует учета многих аспектов и уровней

деятельности ученика;

— для формирования результатов обучения целесообразно применение

различных методов контроля и оценки, итогом будет являться

комплексная оценка;

— наиболее эффективными для применения являются технология

критериального оценивания, методы проектов, портфолио и

инновационные методы проблемного и эвристического обучения;

— особое внимание в оценивании необходимо уделить личностному

приращению достижений ученика;

— главной задачей оценочной деятельности в настоящее время является

создание национальной системы диагностики и контроля

образовательного процесса.

 

×
×