Автор: Фирсова Клавдия Викторовна
Функциональная грамотность на уроках информатики
Фирсова К.В., учитель высшей категории
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
г. Красноармейск Городского округа Пушкинский Московской области
«Средней общеобразовательной школы №4»
Современные представления об образовательных результатах выходят за рамки обычных знаний, навыков и умений. Образовательные результаты являются конечным продуктом процесса обучения учащегося в школе, свидетельствующим о качественном изменении личности учащегося и отражающемся в его поведении, взаимодействии с социальной средой.
Одним из уровней проявления образовательных достижений является функциональная грамотность, определяемая как способность личности максимально быстро адаптироваться к конкретной культурной среде на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений.
Важнейшая задача современной школы — формирование функционально грамотных людей.
Функциональной грамотностью принято считать способность использовать все знания, умения и навыки, приобретенные в течение жизни, для решения максимально широкого круга жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Человек с функциональной грамотностью — это тот, кто ориентируется в мире и действует в соответствии с ценностями, ожиданиями и интересами общества. Основными характеристиками функционально грамотного человека являются: личность самостоятельная, познавательная, умеющая ладить с другими, обладающая определенными качествами, ключевыми способностями.
Необходимо строить каждое занятие таким образом, чтобы у всех учащихся возникал устойчивый интерес, формировалась учебная деятельность и желание творить и учиться, экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы — задача современного учителя.
Функциональная грамотность складывается из:
· Общей грамотности;
· Бытовой грамотности;
· Компьютерной грамотности;
· Информационной грамотности;
· Коммуникативной грамотности;
· Общественно-политической грамотности;
· Грамотности при овладении иностранными языками;
· Грамотности поведения в чрезвычайных ситуациях.
Общая грамотность: написать сочинение, сочинение; считать без калькулятора; без труда отвечать на вопросы в построении фраз, подборе слов; писать заявление, заполнять любые анкеты, бланки.
Умение решать бытовые задачи: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, различных услугах); планировать денежные траты в соответствии с семейным бюджетом; пользоваться различными техническими бытовыми приборами, пользоваться инструкциями; пользоваться каталогами, картами для навигации в незнакомых городах.
Компьютерная грамотность: поиск нужной информации в интернете, использование электронной почты, создание и печать текста, использование электронных таблиц, использование графических редакторов.
Информационная грамотность: находить и выбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов; читать рисунки, схемы, схемы; использовать информацию из СМИ; пользоваться библиотечными алфавитными и систематическими каталогами; анализировать числовую информацию.
Коммуникативная грамотность: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
Юридическая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права; объяснять разницу между функциями и полномочиями государственных органов РФ; объяснять разницу между уголовными, административными и дисциплинарными мерами.
Владеть иностранными языками: умение пользоваться словарем для перевода простых слов; рассказывать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать пояснительный текст на упаковках различных товаров и бытовой техники; общаться с иностранными друзьями и знакомыми на разные повседневные темы.
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую помощь пострадавшим, обращаться за экстренной помощью в профессиональные службы, заботиться о собственном здоровье, действовать в ситуациях, угрожающих личной безопасности.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач:
1. Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность самообразования.
2. Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей.
3. Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:
· учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
· обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;
· предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
· правила оценивания знаний и учений должны отличатся чёткостью;
· используются продуктивные формы групповой работы;
· обеспечить переход от фронтальных форм обучения коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, а также использования проектной деятельности.
Сегодня, когда в мире IT-технологии развиваются семимильными шагами, преподавателю, который преподает в школе предмет «информатика», приходится самому ежедневно и ежечасно учиться и повышать свою информационную грамотность.
Поэтому сегодня современный учитель является «маяком» среди учащихся, провоцируя их к самообразованию.
В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития функциональной грамотности:
· Метод проблемного обучения
(Метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации.)
· Прием «Корзина идей»
(Метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.)
· Прием «Найди ошибку»
(Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой, в парах или индивидуально, спорят, совещаются.)
· Исследовательский метод
(Направлен на решение практических задач, результат выполнения — конкретный полезный предмет, модель и т.п. Учитель предлагает провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту)
· Метод проекта
(В основном, при использовании на уроках информатики методов проекта, лежит формирование познавательных навыков у школьников, умение самостоятельно выстраивать цепочку действий, ориентироваться в информационном пространстве используя облачные технологии, развивая при этом критическое мышление.)
Для эффективного развития функциональной грамотности на уроках информатики необходимо применять активный подход к обучению, основанный на реальных ситуациях. Активные форматы и методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся активно думать и практиковать по мере освоения материала. приобретение знаний учащимися и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности:
· использование вводной презентации по теме;
· создание проблемной ситуации, ситуации успеха;
· выполнения графических работ и работы над таблицами, схемами т.п.; разминка из простых вопросов, которые могут вызвать заинтересованность учащихся;
· разгадывание кроссвордов, ребусов,
· приемы: «Мозговой штурм», «Микрофон», «Незаконченные предложения», «Верю — не верю», «Лови ошибку»;
· выполнение учащимися задания с учетом дифференциации, что позволяет осуществить переход к самостоятельному решению задач из темы, что изучаем.
В отличие от многих других школьных предметов, уроки информатики должны быть направлены не только на усвоение студентами теоретических знаний, но и на развитие практических навыков. Поэтому важной фазой урока является практическая часть, в которой школьники работают самостоятельно, проводя исследование, выделяя элементы действия, необходимые для выполнения конкретной задачи, что облегчает дальнейшее обобщение и переход от оценивания школьником к самооценке.
Рекомендации:
1)В целях эффективного развития навыков функциональной грамотности рекомендуется более активно использовать в учебном процессе контекстные задания, задания, построенные на реальных жизненных сюжетах для мотивирования учащихся к осознанному освоению знаний, для формирования умений, связанных с применением знаний в различных контекстах и ситуациях.
2)В процессе обучения необходимо создавать учебную ситуацию, стимулировать учебную деятельность учащихся, стимулировать их увлеченность этой деятельностью, разъяснять значение этой деятельности. Необходимо предлагать различные виды учебных заданий («от задания к методу») наряду с учебными заданиями по принципу «от метода к заданию», а также другими учебными заданиями, в которых: ставятся вопросы вне метапредметных знаний, умений и навыков; компетенций, при этом требуя «перевода» с обыденного языка на язык дисциплины, эта ситуация требует осознанного принятия решений: выбора образа действий, моделей поведения и т. д., не содержит явного или имплицитного понимания образа действий.
С точки зрения «постепенного» развития всех компонентов функциональной грамотности «хорошими» задачами являются: учебные исследования, проекты и задания проектного типа, кейсы, ролевые и деловые игры, моральные дилеммы и другие задания, способствующие приобретению опыта позитивных действий, задания на демонстрацию понимания смыслов (понятий, утверждений, фразеологизмов, математических выражений, многозначных терминов в разных предметах и т.п.), задания на выявление главного, на выявление сущностных свойств, черт и характеристик.
3)Для развития функциональной грамотности важны метатематические навыки, особенно смысловое чтение, контроль, умение оценивать ход и результаты своей деятельности, критическое, аналитическое и творческое мышление. Объединение усилий педагогов образовательной организации в рамках мастер-плана по достижению метатематических результатов образовательного процесса способствует повышению эффективности его формирования.
4)Уделить внимание совершенствованию метода разового обучения, а также сосредоточиться на решении проблемы обучения функциональной грамотности.
Используемые источники информации:
1. Михеева, Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: Учеб. пособие для сред. проф. образования / Е. В. Михеева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
2. Лысова, О.В.Особенности формирования рефлексии российских школьников в свете функциональной грамотности и стандартов XXI века / О.В.Лысова, А.Ш.Абдуллина, Л.К.Нуримхаметова // International Journal of Medicine and Psychology. — 2020. — Т. 3. — № 2. — С. 22-27.
3. Карцева И.Л. Учебник / 2015г. ИЗ-167. с.39: Издательский дом «Весь»
4. https://znanio.ru/media/list