Функциональная грамотность на уроках информатики

Автор: Фирсова Клавдия Викторовна

Функциональная грамотность на уроках информатики

Фирсова К.В., учитель высшей категории

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 г. Красноармейск Городского округа Пушкинский Московской области

«Средней общеобразовательной школы №4»

Современные представления об образовательных результатах выходят за рамки обычных знаний, навыков и умений. Образовательные результаты являются конечным продуктом процесса обучения учащегося в школе, свидетельствующим о качественном изменении личности учащегося и отражающемся в его поведении, взаимодействии с социальной средой.

Одним из уровней проявления образовательных достижений является функциональная грамотность, определяемая как способность личности максимально быстро адаптироваться к конкретной культурной среде на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений.

Важнейшая задача современной школы — формирование функционально грамотных людей.

Функциональной грамотностью принято считать способность использовать все знания, умения и навыки, приобретенные в течение жизни, для решения максимально широкого круга жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Человек с функциональной грамотностью — это тот, кто ориентируется в мире и действует в соответствии с ценностями, ожиданиями и интересами общества. Основными характеристиками функционально грамотного человека являются: личность самостоятельная, познавательная, умеющая ладить с другими, обладающая определенными качествами, ключевыми способностями.

Необходимо строить каждое занятие таким образом, чтобы у всех учащихся возникал устойчивый интерес, формировалась учебная деятельность и желание творить и учиться, экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы — задача современного учителя.

Функциональная грамотность складывается из:

·                 Общей грамотности;

·                 Бытовой грамотности;

·                 Компьютерной грамотности;

·                 Информационной грамотности;

·                 Коммуникативной грамотности;

·                 Общественно-политической грамотности;

·                 Грамотности при овладении иностранными языками;

·                 Грамотности поведения в чрезвычайных ситуациях.

Общая грамотность: написать сочинение, сочинение; считать без калькулятора; без труда отвечать на вопросы в построении фраз, подборе слов; писать заявление, заполнять любые анкеты, бланки.

Умение решать бытовые задачи: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, различных услугах); планировать денежные траты в соответствии с семейным бюджетом; пользоваться различными техническими бытовыми приборами, пользоваться инструкциями; пользоваться каталогами, картами для навигации в незнакомых городах.

Компьютерная грамотность: поиск нужной информации в интернете, использование электронной почты, создание и печать текста, использование электронных таблиц, использование графических редакторов.

Информационная грамотность: находить и выбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов; читать рисунки, схемы, схемы; использовать информацию из СМИ; пользоваться библиотечными алфавитными и систематическими каталогами; анализировать числовую информацию.

Коммуникативная грамотность: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Юридическая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права; объяснять разницу между функциями и полномочиями государственных органов РФ; объяснять разницу между уголовными, административными и дисциплинарными мерами.

Владеть иностранными языками: умение пользоваться словарем для перевода простых слов; рассказывать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать пояснительный текст на упаковках различных товаров и бытовой техники; общаться с иностранными друзьями и знакомыми на разные повседневные темы.

Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую помощь пострадавшим, обращаться за экстренной помощью в профессиональные службы, заботиться о собственном здоровье, действовать в ситуациях, угрожающих личной безопасности.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач:

1.              Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность самообразования.

2.              Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей.

3.              Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:

·                 учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

·                 обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;

·                 предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

·                 правила оценивания знаний и учений должны отличатся чёткостью;

·                 используются продуктивные формы групповой работы;

·                 обеспечить переход от фронтальных форм обучения коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, а также использования проектной деятельности.

Сегодня, когда в мире IT-технологии развиваются семимильными шагами, преподавателю, который преподает в школе предмет «информатика», приходится самому ежедневно и ежечасно учиться и повышать свою информационную грамотность.

Поэтому сегодня современный учитель является «маяком» среди учащихся, провоцируя их к самообразованию.

В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития функциональной грамотности:

·                 Метод проблемного обучения 

(Метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации.)

·                 Прием «Корзина идей» 

(Метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.)

·                 Прием «Найди ошибку» 

(Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой, в парах или индивидуально, спорят, совещаются.)

·                 Исследовательский метод 

(Направлен на решение практических задач, результат выполнения — конкретный полезный предмет, модель и т.п. Учитель предлагает провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту)

·                 Метод проекта 

(В основном, при использовании на уроках информатики методов проекта, лежит формирование познавательных навыков у школьников, умение самостоятельно выстраивать цепочку действий, ориентироваться в информационном пространстве используя облачные технологии, развивая при этом критическое мышление.)

Для эффективного развития функциональной грамотности на уроках информатики необходимо применять активный подход к обучению, основанный на реальных ситуациях. Активные форматы и методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся активно думать и практиковать по мере освоения материала. приобретение знаний учащимися и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности:

·                 использование вводной презентации по теме;

·                 создание проблемной ситуации, ситуации успеха;

·                 выполнения графических работ и работы над таблицами, схемами т.п.; разминка из простых вопросов, которые могут вызвать заинтересованность учащихся;

·                 разгадывание кроссвордов, ребусов,

·                 приемы: «Мозговой штурм», «Микрофон», «Незаконченные предложения», «Верю — не верю», «Лови ошибку»;

·                 выполнение учащимися задания с учетом дифференциации, что позволяет осуществить переход к самостоятельному решению задач из темы, что изучаем.

В отличие от многих других школьных предметов, уроки информатики должны быть направлены не только на усвоение студентами теоретических знаний, но и на развитие практических навыков. Поэтому важной фазой урока является практическая часть, в которой школьники работают самостоятельно, проводя исследование, выделяя элементы действия, необходимые для выполнения конкретной задачи, что облегчает дальнейшее обобщение и переход от оценивания школьником к самооценке.

Рекомендации:

1)В целях эффективного развития навыков функциональной грамотности рекомендуется более активно использовать в учебном процессе контекстные задания, задания, построенные на реальных жизненных сюжетах для мотивирования учащихся к осознанному освоению знаний, для формирования умений, связанных с применением знаний в различных контекстах и ситуациях.

2)В процессе обучения необходимо создавать учебную ситуацию, стимулировать учебную деятельность учащихся, стимулировать их увлеченность этой деятельностью, разъяснять значение этой деятельности. Необходимо предлагать различные виды учебных заданий («от задания к методу») наряду с учебными заданиями по принципу «от метода к заданию», а также другими учебными заданиями, в которых: ставятся вопросы вне метапредметных знаний, умений и навыков; компетенций, при этом требуя «перевода» с обыденного языка на язык дисциплины, эта ситуация требует осознанного принятия решений: выбора образа действий, моделей поведения и т. д., не содержит явного или имплицитного понимания образа действий.

         С точки зрения «постепенного» развития всех компонентов функциональной грамотности «хорошими» задачами являются: учебные исследования, проекты и задания проектного типа, кейсы, ролевые и деловые игры, моральные дилеммы и другие задания, способствующие приобретению опыта позитивных действий, задания на демонстрацию понимания смыслов (понятий, утверждений, фразеологизмов, математических выражений, многозначных терминов в разных предметах и т.п.), задания на выявление главного, на выявление сущностных свойств, черт и характеристик.

3)Для развития функциональной грамотности важны метатематические навыки, особенно смысловое чтение, контроль, умение оценивать ход и результаты своей деятельности, критическое, аналитическое и творческое мышление. Объединение усилий педагогов образовательной организации в рамках мастер-плана по достижению метатематических результатов образовательного процесса способствует повышению эффективности его формирования.

4)Уделить внимание совершенствованию метода разового обучения, а также сосредоточиться на решении проблемы обучения функциональной грамотности.

 

Используемые источники информации:

1.    Михеева, Е. В. Практикум по информационным технологиям в профес­сиональной деятельности: Учеб. пособие для сред. проф. об­разования / Е. В. Михеева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.

2.    Лысова, О.В.Особенности формирования рефлексии российских школьников в свете функциональной грамотности и стандартов XXI века / О.В.Лысова, А.Ш.Абдуллина, Л.К.Нуримхаметова // International Journal of Medicine and Psychology. — 2020. — Т. 3. — № 2. — С. 22-27.

3.    Карцева И.Л. Учебник / 2015г. ИЗ-167. с.39: Издательский дом «Весь»

4.    https://znanio.ru/media/list

 

×
×