Статья «Социальное сиротство»

Автор: Башина Ирина Константиновна

Социальное сиротство

    В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети – сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берёт на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребёнок, потерявший родителей – это особый, по – настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребёнка.

    Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей в следствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой – либо заботы о своих детях.

     На протяжении почти всего прошлого столетия политика нашего государства состояла в том, чтобы определить детей – сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания интересам самого ребенка, фактически оно не решало его проблемы, а скорее их «консервировало». Сиротство – одна из тех проблем и сегодня, которые крайне остро стоят перед нашим обществом и в ближайшем будущем она должна быть решена. В свете сегодняшнего дня статистика количество детей, оставшихся без попечения родителей, падает.

Разлука с матерью или вообще отсутствие близких отрицательно сказывается на развитии детей, у ребёнка с депривацией родительского внимания, помещённого в условия стационарного учреждения, снижает общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует подавленное состояние. Современные исследования подтверждают, что у него появляется чувство тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально – познавательные взаимодействия и последствии тормозится интеллектуальное развитие. Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой —  сам факт разрыв с семьёй.

Однако сохранение привязанности к родителям является признаком нормально психологического развития ребёнка. Потребность любить и быть любимым естественна для любого психически здорового человека.

    Каждому ребенку нужен взрослый, с которым у ребёнка установлены постоянные отношения и взаимодействие между ними.

    Хотелось отметить, что недостаточно иметь детей, чтобы стать отцом и матерью, дети могут получить статус социальной сироты при живых родителях, поэтому нужно их воспитывать, вкладывать частичку себя, воспитывать волевые качества, развивать психоэмоциональную сферу ребёнка, учить дружить со сверстниками. Социальные сироты теряют своих родителей из – за различных социальных экономических, моральных и психологических причин и становятся сиротами биологических родителей, которые всё ещё живы. Эти дети сегодня составляют особую социальную группу в нашем обществе.  Впоследствии экономических кризисов, которым подвержена Россия, появляются группы, подростки которым не по карману становится обучение, лечение и множество других социальных благ, а ведь всё это важно и нужно для достижения нормальной жизни, для становления личности в обществе. Среди социальных сирот имеется высокий показатель психосоциальных расстройств и у таких детей повышенный уровень невнимательности, рассредоточенности, распылённого сознания. Кроме этих недостатков у социальных сирот теряется один из самых важных факторов – это связь с родителями и другими членами семьи, исход этой ситуации плачевный. Подростки начинают употреблять психоактивные вещества, спиртные напитки, становятся уязвимыми из – за венерических  заболеваний, незапланированно беременеют в раннем возрасте. Разница между обычным ребёнком из полной семьи и социальным сиротой в том, что сироты имеют больше потребностей с подросткового возраста – это потребность в

средне – специальном образовании и окончив его уже следует приступать к работе, учиться обеспечивать себя продуктами питания, одеждой, то есть уметь содержать себя полностью, таким детям нужны наставники, которые помогут преодолеть трудный переход из детства к зрелости, к взрослости.

Мало кто из социальных сирот преодолевает комплексы, попадает в нормальную среду, реализуется, это вероятно зависит от внутренних качеств и темперамента отдельного человека, потому-то не каждый может выстоять, превозмочь свалившиеся на него беды.

    Нестабильность социально-экономической ситуации рождает нестабильность семьи как отдельной общественной единицы. Это сказывается на всех уровнях семейного существования экономическом, коммуникативном, бытовом, эмоциональном. Особое внимание государства должно быть обращено на помощь молодой семье, так как в ходе воспроизводства населения страны молодая семья имеет определяющее значение: ¾ общего числа детей рождаются у родителей моложе 30 лет. Острый является вопрос о смене отношения к семье, о важности рассматривания семьи как самоценность. При этом важным моментом является нахождение такого соотнесения ценностей, которые бы отвечали требованиям современного общества, и семьи ведь общество заинтересованно в стабильной, духовно прочной семье.

    Для перспектив развития современной семьи как ценностного социального института, её стабильности и благополучия нужно целенаправленно и систематически влиять на ценностное содержание представления о семье у молодых людей, тем самым формировать готовность к качественной, здоровой семейной жизни.

×
×