Автор: Пустобаева Галина Витальевна
ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию (хозяйственно – бытовой)
«Русская изба»
Актуальность:
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно -нравственное становление детей. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.
Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.
Цель:
Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
1. Познакомить с традициями русского народа.
2. Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
3. Развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству, художественным произведениям, и декоративно — прикладному искусству.
4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
5. Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивно-модельной деятельности.
6. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
7. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
8. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Сроки реализации проекта:
ноябрь 2022 года
Тип проекта: групповой, поисково-исследовательский(кратковременный) творческий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление.
В связи с переменами жизни в стране были потеряны нравственные чувства – терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности. И чтобы вырастить поколение нравственно здоровых людей, работу по развитию духовности, культурных ценностей нужно начинать с дошкольного возраста. Понимая, что система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, мы решили разработать проект «Русская изба».
Подготовительный этап:
Мониторинг детей
Подбор материала для работы над реализацией проекта
Подбор, рассматривание и чтение детской художественной литературы по теме
Просмотр и обсуждение мультимедийных дидактических игр
Основной этап:
1. Беседы с детьми:
— «Русская изба»;
— «О русской печи»;
— «О традициях русского гостеприимства»;
— «О народных промыслах»
— «Что такое обычай, обряд?»
— «Как строили избу на Руси»
— «Прошлое и настоящее предметов быта»
2. Непосредственно-образовательная деятельность
«Путешествие по русской избе»
«Путешествие в прошлое нашей жизни»
3.Художественное творчество
— «Посуда наша для молока и для каши» лепка;
— «Русская изба» — аппликация;
— «Горница» (строительный материал) — конструирование.
4. Чтение художественной литературы
— Л. Толстой «О детях»;
— Л. Толстой «Глиняный парень»;
— М. Горький «Про Иванушку-дурочка»;
Русских народных сказок:
«Золотое веретено»,
«Зимовье зверей»,
«Петушок и бобовое зернышко»,
«Жихарка»,
«Хаврошечка»,
«Крылатый, мохнатый да масляный»,
«Семилетка» и др.
Чтение стихотворений:
— А. Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я»
— Л. Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»
5. Игры:
Дидактические игры:
— «Построй избу»,
— «Помоги плотнику».
— «Третий лишний»,
— «Предметы народного быта»
— «Собери домик»
— «Сложи узор»
— «Шкатулка загадок».
Настольные игры:
— «Угадай роспись»,
— «Составь узор»
— «Золотая хохлома»
— «Русская изба» -пазлы
Подвижные игры:
—«Ручеек»
—«Салки»
—«Горелки»
— «Жмурки»
— «Золотые ворота»
— «Гори, гори ясно»
— «Заплетись плетень» и др.
6. Сюжетно-ролевые игры
— «Встречаем гостей»
— «В гости к бабушке на оладушки»
— «Матушка-печка, накорми своих детушек»
— «Посиделки»
— «В русской горнице»
7. Игры – драматизации
— «Теремок»,
— «Заюшкина избушка».
— «Кот, петух и лиса»
— «Жихарка»
— «Три поросенка» и др.
8. Работа с родителями
Консультации
— «Значение уголка «Русской избы» при ознакомление дошкольников с культурой и традициями русского народа»;
— «Воспитание детей через приобщение к народной культуре».
Папки-передвижки
— «Народные промыслы»
— «История народной игрушки»
— «Значение оберегов на Руси»
Заключительный этап
Изготовление макета «Русская изба».
Итоговое мероприятие: презентация «Русской избы»
Подведение итогов проектной деятельности
В ходе реализации проекта «Русская изба»
Мы обогатили знания и опыт детей, создали необходимые условия в группе для развития представлений детей о русской культуре, для воспитания духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине, повысили уровень компетентности родителей для последующего ознакомления своих детей с культурой и традициями русского народа.