Проект по патриотическому воспитанию «Русская изба»

Автор: Пустобаева Галина Витальевна

ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию (хозяйственно – бытовой)

«Русская изба»

 

Актуальность:

Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно -нравственное становление детей. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.

 

Цель:

Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.

 

Задачи:

1. Познакомить с традициями русского народа.

2.  Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

3. Развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству, художественным произведениям, и декоративно — прикладному искусству.

4.  Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

5. Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивно-модельной деятельности.

6. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

7. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

8.  Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Сроки реализации проекта:

ноябрь 2022 года

Тип проекта: групповой, поисково-исследовательский(кратковременный) творческий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление.

В связи с переменами жизни в стране были потеряны нравственные чувства – терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности. И чтобы вырастить поколение нравственно здоровых людей, работу по развитию духовности, культурных ценностей нужно начинать с дошкольного возраста. Понимая, что система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, мы решили разработать проект «Русская изба».

Подготовительный этап:

Мониторинг детей

Подбор материала для работы над реализацией проекта

Подбор, рассматривание и чтение детской художественной литературы по теме

Просмотр и обсуждение мультимедийных дидактических игр

Основной этап:

1.    Беседы с детьми:

— «Русская изба»;

 — «О русской печи»;

— «О традициях русского гостеприимства»;

— «О народных промыслах»

— «Что такое обычай, обряд?»

— «Как строили избу на Руси»

— «Прошлое и настоящее предметов быта»

2. Непосредственно-образовательная деятельность

 «Путешествие по русской избе»

«Путешествие в прошлое нашей жизни»

3.Художественное творчество

— «Посуда наша для молока и для каши» лепка;

 — «Русская изба» — аппликация;

 — «Горница» (строительный материал) — конструирование.

4. Чтение художественной литературы

— Л. Толстой «О детях»;

— Л. Толстой «Глиняный парень»;

— М. Горький «Про Иванушку-дурочка»;

 

Русских народных сказок

«Золотое веретено»

«Зимовье зверей»

 «Петушок и бобовое зернышко»

«Жихарка»

«Хаврошечка»

 «Крылатый, мохнатый да масляный»

 «Семилетка» и др.

 

Чтение стихотворений:

— А. Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я»

— Л. Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»

5.  Игры:

Дидактические игры:

— «Построй избу», 

— «Помоги плотнику».

— «Третий лишний»,

— «Предметы народного быта»

— «Собери домик»

— «Сложи узор»

— «Шкатулка загадок».

Настольные игры

— «Угадай роспись»,

— «Составь узор»

— «Золотая хохлома»

 

— «Русская изба» -пазлы

 Подвижные игры:

—«Ручеек»

—«Салки»

—«Горелки»

— «Жмурки»

— «Золотые ворота»

— «Гори, гори ясно»

— «Заплетись плетень» и др.

6. Сюжетно-ролевые игры

 — «Встречаем гостей»

— «В гости к бабушке на оладушки»

— «Матушка-печка, накорми своих детушек»

— «Посиделки»

— «В русской горнице»

7. Игры – драматизации

— «Теремок»,

— «Заюшкина избушка».

— «Кот, петух и лиса»

— «Жихарка»

— «Три поросенка» и др.

 

8. Работа с родителями

Консультации

 — «Значение уголка «Русской избы» при ознакомление дошкольников с культурой и традициями русского народа»;

 — «Воспитание детей через приобщение к народной культуре».

Папки-передвижки

— «Народные промыслы»

— «История народной игрушки»

— «Значение оберегов на Руси»

Заключительный этап

Изготовление макета «Русская изба».

Итоговое мероприятие: презентация «Русской избы»

Подведение итогов проектной деятельности

В ходе реализации проекта «Русская изба»

Мы обогатили знания и опыт детей, создали необходимые условия в группе для развития представлений детей о русской культуре, для воспитания духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине, повысили уровень компетентности родителей для последующего ознакомления своих детей с культурой и традициями русского народа.

 

 

×
×