Освоение детьми приемов лепки

Автор: Мулюкова Алеся Михайловна

Мулюкова Алеся Мхайловна

Консультация «Освоение детьми приемов лепки»

 

Лепка – это один из способов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов( тесто, пластилин, масса для лепки, глина и тд.) создаются объемные образы или целые композиции.

 

Лепка входит в повседневную жизнь ребенка вместе с рисование, конструированием, разными играми, часто вплетаясь в них так, что одно занятие невозможно отделить от другого.Изобразить предмет в лепке легче чем в рисовании. Только занимаясь лепкой:

 

-ребенок узнаёт с объемные формы предмета, взаимосвязанностью его частей, в лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он изучает ее своими руками со всех сторон, дети учатся объемному способу изображения предметов;

-развиваются навыки работы двумя руками, опыт координировать движение рук;

— активно развиваются:

 -мелкая моторика пальцев, а значит речь,

-ручные умения и навыки, готовность руки к письму,

-глазомер, пространственное мышление;

-развивается наблюдательность, т.к. приучаются более внимательно рассматривать предмет;

-ребенок знакомится со свойствами пластических материалов;

-лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, снега, природного материала;

-декоративная лепка выступает в качестве одного из основных компонентов дизайна

-вылепленные предметы можно использовать в игровой деятельности

 

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна детям дошкольного возраста во всем богатстве и разнообразии способов и приемов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.

 

Рассмотрим способы лепки:

 

1. Конструктивный: При этом способе лепки образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора. Ребенок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Этим способом дети начинают лепить с 2 – 3лет и часто сами «открывают» его для себя. Но при, казалось бы, внешнем освоении его, дети редко передают пропорциональное соотношение частей и не очень хорошо скрепляют их между собой. После 3-х лет дети начинают более точно передавать особенности деталей и соединяют их, стараясь сохранить пропорции и взаимное расположение (какая деталь больше, какая меньше, как детали размещаются рядом, одна на другой или как-то иначе).

 

В дальнейшем конструктивный способ лепки совершенствуется; увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становится доработка. Это связано, прежде всего, с развитием воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу.

 

2. Скульптурный: этот способ иногда еще называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребенок представляет заинтересовавший его образ, берет подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть вытянутое яйцо, если задумано какое-то животное; шар если хочется вылепить овощ или фрукт и т. д. на общей основе ребенок создает образ, вытягивая отдельные, более мелкие части, не отрывая их, и стараясь передать характерные особенности: длинную шею, уши и т. д. Он моделирует форму – основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает там, где нужно – сверху, по бокам, снизу.

 

Скульптурный – более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным. Обычно детям необходимы некоторые пояснения и показ техники. Для этого бывает достаточно сравнить два образа на одну тему, вылепленные разными способами. К примеру, можно вылепить на глазах у детей двух похожих между собой рыбок: одну из них создать структурным способом, а другую конструктивным, предложить детям сравнить их.

 

3. Комбинированный: этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по всем возможностям.

 

4. Модульная лепка – этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из одинаковых деталей. Различают несколько видов модульной лепки.

 

Из бесформенных кусочков – отщипывают, отрывают или отрезают стекой небольшие кусочки и создают из них образ (туча, полянка, цветок).

 

Из шариков – отрывают кусочки и раскатывают в шарики (гусеница, бусы, крона дерева).

 

Из валиков – отделяют кусочки и раскатывают а валики (дом, колодец, мост).

 

Модули объединяют по разному:

 

• Соединяют произвольно,

 

• Заполняют силуэт, вырезанный из бумаги, или нарисованный, или выложенный из пластилинового жгутика,

 

• Насаживают на каркас из проволоки, палочек, трубочек и т. д.

 

5. Лепка из колец – это оригинальный способ лепки, которым пользуются гончары. Такая техника применяется для лепки посуды. Сначала готовят основу (дно) из пластилиновой лепешки, ровно обрезают по стакану, затем раскатывают валик нужной длины, чтобы можно было уложить по краю основы. Остальные валики сверяют по нему.

 

Валики последовательно сворачивают кольцом и выкладывают друг на друга так, чтобы стыки не выстраивались в одну линию. Из колец можно вылепить вазу, башню, кувшин, чашку.

 

6. Лепка по форме – готовые прочные формы служат прочной и удобной основой. Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, заглаживают шов. Отдельно лепят ручку, крышку и т. д. ; украшают налепами или прорезным узорам. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.

 

Дальнейшие шаги в освоении лепки могут быть маленькими или большими. Ребенок делает их самостоятельно с деликатной помощью и поддержкой взрослого. У каждого ребенка свой темп и своя «дорожка», даже если она протаптывается в детском саду рядом с другими детьми. Общее для всех детей, принципиально важное достижение – появление в лепке образа. Образное начало специфика любого вида художественной деятельности, в том числе и лепки.

×
×