Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Нечаева Екатерина Александровна

«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

«Уважаю, помогаю, не спешу».

Главные слова в помощь родителю.

 

Любимая фраза малыша «Я сам» этот период жизни должен скорее радовать родителей, а не тревожить, заставляя нервничать и переживать. В этом возрасте малыш стремиться выполнить любые действия с предметами самостоятельно и потому важно вовремя поддержать ребёнка в его стремлении.

Что же такое самостоятельность?

Самостоятельность – одна из важнейших черт личности. 

Самостоятельность – это способность ставить самому цели и самому их достигать.

Очень ценно стремление маленького человека к самостоятельности. Если постоянно подавлять это стремление, ребёнок может вырасти пассивным, не готовым к трудностям. 

Самостоятельные действия ребёнка всегда нуждаются в одобрении и совете взрослых. Нельзя смеяться или иронизировать по поводу неумелых действий!

В 3 — 4 года ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого, формируется образ «Я» (с помощью взрослого). Он стремится быть самостоятельным. Позвольте ребёнку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. Необходимо всячески поощрять стремление к самостоятельности. Не нужно выполнять то, что ваш ребенок может сделать самостоятельно. Конечно можно одеть ребенка быстрее, чем он это сделает сам, или накормить его, не испачкав одежду, но тогда вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребёнка. Навыки самообслуживания закрепляйте в игре. Игры с куклой помогут закрепить знание детей о последовательности умывания, одевания и раздевания. Старайтесь реже прибегать к замечаниям, больше хвалите детей.

Воспитывайте культурно-гигиенические навыки.

1)     Продолжайте учить детей под контролем взрослого самостоятельно мыть руки перед едой, после прогулки.

2)     Вырабатывайте привычку быть опрятным, аккуратным.

3)     Во время приёма пищи, при одевании, снятии одежды и складывании её в определённое место.

4)     Приучайте ребёнка пользоваться индивидуальными предметами (носовой платок, салфетки, полотенце, расчёска) и складывать их в положенное место.

От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца.

Другое непременное условие – взрослым в семье самим быть вежливыми и предупредительными. Когда такой пример перед глазами изо дня в день, ребёнку легче ему подражать. Он быстро научится говорить спасибо, здороваться и прощаться, потому что так поступают родители, и будет делать это искренне и доброжелательно.

Ребёнок стремится копировать ваши действия с игрушками, предметами. В настольных играх, при взаимодействии с игрушками, разыгрывайте сюжет игры, побуждайте ребёнка внимательно следить за образцом действий. Чтобы ребёнок мог повторять за вами. Помните, именно в этом возрасте взрослый образец для подражания.

Поручайте ребёнку несложные дела (взбить подушку, собрать мусор, застелить свою кроватку, сложить свои вещи аккуратно, положить грязную посуду в мойку, протереть пыль, вытереть стол). Важно, чтобы он понимал, что у каждого в семье есть свои обязанности, в том числе и у него.

Организуйте домашнее пространство так, чтобы все было доступным, на уровне роста ребёнка, безопасным и удобным.

Воспитывайте малыша так, чтобы вам нравился результат ваших вложений. (сил, терпения, ласки, любви и понимания). Чтобы вам в его взрослом состоянии было приятно наблюдать как он воспитывает своих детей.

 

Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер».

 

Источник:

1.    https://meddynasty.ru

     Книга Кремлякова А.Ю.: Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ.

×
×