«Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью игрового самомассажа»

Автор: Ольга Анатольевна Нечаева

Статья: «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью игрового самомассажа»

Статью подготовила: воспитатель

МАДОУ «Детский сад №1» р.п. Хвойная

Нечаева О.А.

 

Самомассаж как одна из нетрадиционных игровых средств в работе воспитателя имеет большое значение в развитии детей.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

        Дети дошкольного возраста нуждаются в развитии мелкой моторики на всех возрастных этапах. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти, еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев, поэтому самомассаж необходимо проводить в это время, так как это наиболее благоприятный период для развития ручной умелости, а мускульная память в этом возрасте очень цепкая.

        Важно отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в двух полушариях головного мозга, что в свою очередь влияет на развитие ребёнка в целом. На ряду с этим игровой самомассаж способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений, а так же тесно связан с развитием речи и мышления. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку ребенку давать только на фоне «разогретых рук».

        Существует множество форм традиционного самомассажа, так же широко используется в работе воспитателя нетрадиционный игровой материал. Для лучшего эмоционального восприятия детьми упражнения самомассажа желательно сопровождать небольшими стихотворениями.

        При проведении самомассажа используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев, рисование на ладонях, точечные удары пальчиками. При использование нетрадиционного игрового материала массажной поверхностью служит сам предмет или сыпучий материал.

        Самомассаж  рекомендуется выполнять 2-3 раза в день по 5-10 минут в старшем дошкольном возрасте, используя 3-5 упражнений, между которыми следует проводить расслабление мышц. Все упражнения выполняются по направлению к лимфоузлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или стряхивание  рук.

       Выполняется самомассаж только чистыми, сухими теплыми руками, с коротко остриженными ногтями. Противопоказания: лихорадочные состояния, воспалительные процессы, конъюнктивиты, заболевания кожных покровов и головы, увеличенные лимфоузлы.

        Существует множество форм традиционного самомассажа, так же широко используется нетрадиционный игровой материал. Для лучшего эмоционального восприятия детьми все упражнения самомассажа сопровождаются небольшими стихотворными формами.

1.     Простой традиционный самомассаж:

·   Упражнения на растирания — «Греем ручки», «Добываем огонь», «Наши пальчики» и др.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

·   Упражнения на точечные движения пальчиками —  «Человечки», «Прогулка», «Марш» и др.

Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке,

Левой-правой, левой-правой

Человечки ходят браво.

·   Упражнения рисуем на ладони —  «Художники», «Волшебные дорожки», «Пальчики — озорники» и др.

На ладошке круг черчу,

Мишке я помочь хочу.

Чётко быстро говорить,

Звуки все произносить.

·   Упражнения на пощипывания, похлопывания — «Гуси», «Ладушки», «Цыплятки» и др.

Весёлые цыплятки

Прибежали без оглядки.

Стали зёрнышки клевать —    

«Клю-клю-клю!»,

Травку сочную щипать –

«Щип-щип-щип!»

2.     Самомассаж с использованием нетрадиционных игровых материалов:

·   Упражнения с применением специального игольчатого мяча и кольца — «Ёжик», «Водители»,  «Горка» и др.

Этот шарик не простой,

Весь колючий вот такой.

Меж ладошками катаем

Свои ручки развиваем.

·   Упражнения с колючими бигуди — «Послушные пальчики», «Барабан», «Утюжок» и др.

Бигуди в руках катаю

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

·   Упражнения с бельевыми прищепками —  «Качели», «Клювики», «Уточки» и др.

Мы весёлые прищепки,

Коль поймам держим крепко!

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать!

·        Упражнения с зубной щёткой, массажной расчёской, аппликатором Кузнецова, пластмассовым ковриком «Травка» — «Гладим пальчики», «Спинка свинки», «Щетинка» и др.

Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.

·   Упражнения с шестигранными карандашами — «Вертолёт», «Мельница», «Подъёмный кран» и.др.

Карандашик поднимаю

Крепко пальцем прижимаю

Отправляется в полёт

Наш красавец вертолёт

·   Упражнения с су-джок кольцами и мячами – «Пальчики-мальчики», «Мячик», «Прогулка» и др.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперёд его качу

Вправо-влево – как хочу.

·   Упражнения в ёмкости с сыпучими веществами, сухие бассейны (крупа, горох, фасоль и т.п.) — «Рыбки», «Переполох», «Водолазы» и др.

В миску насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

·   Упражнения с шишками, грецкими орехами, каштанами  —  «В гостях у мишки», «Горочка», «Камнепад», «Поймай-ка» и др.

Мы с орешком поиграем
Его с горочки катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!

·        Упражнения с эспандером —  «Силач», «Гудок», «Грузовик» и др.

Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка — умнее!

·        Упражнения со счётными палочками – «Фокусники», «Заборчик», «Клювики» и др.

Клювов длиннее не видывал я,
Чем клювы у цапли и журавля!

·        Упражнения с бусами, «чётками», браслетами на перебирание – «Мамины бусы», «Гусеница», «Ступеньки» и др.

Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.

 

×
×