Автор: Ольга Анатольевна Нечаева
Статья: «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью игрового самомассажа»
Статью подготовила: воспитатель
МАДОУ «Детский сад №1» р.п. Хвойная
Нечаева О.А.
Самомассаж как одна из нетрадиционных игровых средств в работе воспитателя имеет большое значение в развитии детей.
Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Дети дошкольного возраста нуждаются в развитии мелкой моторики на всех возрастных этапах. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти, еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев, поэтому самомассаж необходимо проводить в это время, так как это наиболее благоприятный период для развития ручной умелости, а мускульная память в этом возрасте очень цепкая.
Важно отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в двух полушариях головного мозга, что в свою очередь влияет на развитие ребёнка в целом. На ряду с этим игровой самомассаж способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений, а так же тесно связан с развитием речи и мышления. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку ребенку давать только на фоне «разогретых рук».
Существует множество форм традиционного самомассажа, так же широко используется в работе воспитателя нетрадиционный игровой материал. Для лучшего эмоционального восприятия детьми упражнения самомассажа желательно сопровождать небольшими стихотворениями.
При проведении самомассажа используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев, рисование на ладонях, точечные удары пальчиками. При использование нетрадиционного игрового материала массажной поверхностью служит сам предмет или сыпучий материал.
Самомассаж рекомендуется выполнять 2-3 раза в день по 5-10 минут в старшем дошкольном возрасте, используя 3-5 упражнений, между которыми следует проводить расслабление мышц. Все упражнения выполняются по направлению к лимфоузлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или стряхивание рук.
Выполняется самомассаж только чистыми, сухими теплыми руками, с коротко остриженными ногтями. Противопоказания: лихорадочные состояния, воспалительные процессы, конъюнктивиты, заболевания кожных покровов и головы, увеличенные лимфоузлы.
Существует множество форм традиционного самомассажа, так же широко используется нетрадиционный игровой материал. Для лучшего эмоционального восприятия детьми все упражнения самомассажа сопровождаются небольшими стихотворными формами.
1. Простой традиционный самомассаж:
· Упражнения на растирания — «Греем ручки», «Добываем огонь», «Наши пальчики» и др.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
· Упражнения на точечные движения пальчиками — «Человечки», «Прогулка», «Марш» и др.
Человечки на двух ножках
Маршируют по дорожке,
Левой-правой, левой-правой
Человечки ходят браво.
· Упражнения рисуем на ладони — «Художники», «Волшебные дорожки», «Пальчики — озорники» и др.
На ладошке круг черчу,
Мишке я помочь хочу.
Чётко быстро говорить,
Звуки все произносить.
· Упражнения на пощипывания, похлопывания — «Гуси», «Ладушки», «Цыплятки» и др.
Весёлые цыплятки
Прибежали без оглядки.
Стали зёрнышки клевать —
«Клю-клю-клю!»,
Травку сочную щипать –
«Щип-щип-щип!»
2. Самомассаж с использованием нетрадиционных игровых материалов:
· Упражнения с применением специального игольчатого мяча и кольца — «Ёжик», «Водители», «Горка» и др.
Этот шарик не простой,
Весь колючий вот такой.
Меж ладошками катаем
Свои ручки развиваем.
· Упражнения с колючими бигуди — «Послушные пальчики», «Барабан», «Утюжок» и др.
Бигуди в руках катаю
Между пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу
· Упражнения с бельевыми прищепками — «Качели», «Клювики», «Уточки» и др.
Мы весёлые прищепки,
Коль поймам держим крепко!
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать!
· Упражнения с зубной щёткой, массажной расчёской, аппликатором Кузнецова, пластмассовым ковриком «Травка» — «Гладим пальчики», «Спинка свинки», «Щетинка» и др.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.
· Упражнения с шестигранными карандашами — «Вертолёт», «Мельница», «Подъёмный кран» и.др.
Карандашик поднимаю
Крепко пальцем прижимаю
Отправляется в полёт
Наш красавец вертолёт
· Упражнения с су-джок кольцами и мячами – «Пальчики-мальчики», «Мячик», «Прогулка» и др.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперёд его качу
Вправо-влево – как хочу.
· Упражнения в ёмкости с сыпучими веществами, сухие бассейны (крупа, горох, фасоль и т.п.) — «Рыбки», «Переполох», «Водолазы» и др.
В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
· Упражнения с шишками, грецкими орехами, каштанами — «В гостях у мишки», «Горочка», «Камнепад», «Поймай-ка» и др.
Мы с орешком поиграем
Его с горочки катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!
· Упражнения с эспандером — «Силач», «Гудок», «Грузовик» и др.
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка — умнее!
· Упражнения со счётными палочками – «Фокусники», «Заборчик», «Клювики» и др.
Клювов длиннее не видывал я,
Чем клювы у цапли и журавля!
· Упражнения с бусами, «чётками», браслетами на перебирание – «Мамины бусы», «Гусеница», «Ступеньки» и др.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.