Автор: Рехлясова Анисия Дмитриевна
Одним из направлений воспитательной работы классного руководителя является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. В данной работе я хочу поделиться опытом работы по организации поисково-исследовательской работы класса. Наш проект мы назвали «Мы – наследники Великой Победы». И начали эту работу с 5-го класса, посвятили к 75-летию Победы. Это сбор материала учащимися класса о своих бабушках и дедушках, которые являются участниками войны, ветеранами, героями тыла, а у некоторых война отняла счастливое детство. Цель такой работы увековечить память о родных и близких, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Задачи: 1. Сбор материала о членах своей семьи, принимавших участие в Великой Отечественной войне и работавших в тыле. 2. Расширение знаний о семье и родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. 3. Систематизация собранного материала и выпуск брошюры, рассказывающей историю семьи. С каждым годом ветеранов войны и тыла, живых свидетелей тех страшных военных лет, становится все меньше и меньше, и наша задача сохранить историю, сохранить для будущих поколений. Дети просто обязаны знать историю своего рода, историю своих дедов и отцов, их героическое прошлое. На героическом примере родных и близких можно воспитать настоящего гражданина своего Отечества.
Поисковая работа начата в январе 2017 года и посвящена 75-летию Победы. В течение 3-х лет учащиеся класса изучали материалы о членах своей семьи, принявших участие в Великой Отечественной войне. Работа велась по двум направлениям: 1. Воины Великой Отечественной. 2. Дети — герои тыла. Поисковая работа охватывает те населенные пункты Намского улуса, откуда приехали учиться ученики руководимого мною класса.
Выпустили две брошюры. Первая брошюра называется «Никто не забыт и ничто не забыто», здесь собраны материалы о тех, кто был солдатом Великой Отечественной войны, кто ковал Победу на фронтах Великой Отечественной. Вторая брошюра называется «Дети – герои тыла», о тех, чье детство совпало с той страшной войной, кто на своих хрупких плечах вынес все тяготы войны.
Нет семьи, которой не коснулась эта страшная война. В своих работах ребята попытались рассказать о своих бабушках и дедушках, которые являются ветеранами войны и тыла, о тех, кто им дорог, о тех, кого уже нет в живых, но память о них жива в сердцах тех людей, кому они бесконечно дороги, близки. Во всех работах звучит гордость бессмертным подвигом старшего поколения во время Великой Отечественной войны и их самоотверженным трудом в послевоенное время. Но есть и ребята, которые совсем ничего не знают о своих родных и близких, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны или материала мало, чтобы написать определенную работу. Поэтому поисковая работа продолжается. Ребятам предстоит узнать еще много о своих родных и близких, просто знакомых односельчанах, вести поисковую работу по разным направлениям, работать в архиве.
Хочется отметить такие работы, как «Кавалеры ордена Славы из Кобяконского наслега», «Редкая фотография из семьи солдата» и «Святые матери Победы». Например, работа Бочкарева Саши о Потаповой Ирине Ксенофонтовне — матери троих сыновей, братьев Потаповых, погибших на фронтах Великой Отечественной войны из Кобяконского наслега. Ее старший сын Потапов Дмитрий Федорович – Куустээх Миитэрэй (1897-1942 гг.) до войны работал председателем колхоза «Коминтерн». В войну призван в июне 1942 года. Сражался в составе Белорусского фронта. Погиб в конце 1942 года при битве деревни Катубон Сталинской области. Средний сын Потапов Николай Федорович – Боттойоон (1905-1943 гг.) до войны работал в колхозе «Коминтерн». В войну призван одним из первых, в июне 1941 года. Сражался в составе Воронежского фронта. Погиб в 1943 году, при сражениях за г.Гус-Хрустальный Владимирской области. Младший сын Потапов Гаврил Федорович (1908-1943 гг.) до войны работал в колхозе «Коминтерн». В войну призван в 1941 году. Погиб в 1943 году в неравном бою за город Витебск Витебской области. Воевал в составе Белорусского фронта.
Также есть работы о тех, чье детство совпало с годами Великой Отечественной войны. Например, две бабушки Ядрихинской Аюны во время войны вместе со взрослыми работали в колхозе с утра до вечера. У многих из них отцы воевали на фронте, и вся тяжелая работа легла на хрупкие плечи женщин и детей. Познав так рано все тяготы военной жизни, наши бабушки и дедушки, потеряли навсегда свое здоровье, не узнали, что такое счастливое детство. Многие из них так и не смогли получить должного образования. Все это отняла у них война. Невозможно прочитать эти работы без определенных чувств. Такие работы есть у Чемезовой Виолетты, Потаповой Муси, Лыткиной Леры, где они проникновенно рассказывают о судьбах своих бабушек. На примере таких работ можно провести классные часы, беседы, выступить с докладами на конференциях. И самое главное такие работы способствуют сплочению семьи, ребенок учится любить и ценить жизнь, семью, гордиться подвигом старшего поколения и быть в ответе за свои поступки. История семьи – история народа, родины. Считаю, что наш проект является одним из приоритетных в деле воспитания будущего патриота своей страны.