Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя

Автор: Урванова Елена Викторовна

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ

 

Технология – это система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

·         Диагностирование

·         Целеполагание

·         Проектирование

·         Конструирование

·         Организационно – деятельностный компонент

·         Контрольно – управленческий компонент

Содержательный компонент  наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Содержанием воспитательных технологий являются:

·         Научно обоснованные социализированные требования

·         Передача социального опыта

·         Постановка цели и анализ сложившейся ситуации

·         Социализированная оценка ученика

·         Организация творческого дела

·         Создание ситуации успеха

 

Педагогические технологии различаются по разным основаниям:

·         по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

·         по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

·         по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

·         по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

·         по подходу к ребёнку

 

Современные воспитательные технологии

 

·         технология развития критического мышления

·         ИКТ-технологии;

·         АРТ-технология;

·         шоу-технологии;

·         технология КТД И. П. Иванова;

·         ситуативные технологии;

·         технология здоровьесберегающая;

·         технология создания ситуации успеха;

·         технология проектного обучения;

·         КЕЙС- технология;

·         личностно-ориентированная технология;

·         технология учебной деловой игры;

·         технология проведения учебных дискуссий;

·         Тьюторство – технология педагогической поддержки;

 

Технология развития критического мышления (ТРКМ)

 

Цель этой технологии – развитие интеллектуальных способностей, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Основу технологии составляет трехфазовая структура занятия: вызов, осмысление, рефлексия.

Задача первой фазы (вызов) – не только активизировать заинтересованность учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу, что станет активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

На фазе осмысления (реализации замысла) идет непосредственная работа с информацией.

На заключительной фазе занятия, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.

На каждой технологии развития критического мышления стадии существуют свои приёмы. 

 

Преимущества ТРКМ:

 

·         работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;

·         совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

·         есть возможность повторения, усвоения материала;

·         усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);

·         вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

·         появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;

·         обостряется любознательность, наблюдательность;

·         дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

·         письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;

·         в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;

·         развивает активное слушание;

·         исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;

·         предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.

 

ИКТ- технологии

 

С целью  повышения качества воспитательной работы , развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии.

 

Использование ИКТ в воспитательной практике

·         Поиск и сбор информации;

·         Банки данных по различным направлениям воспитательной работы; Развитие исследовательских способностей детей ( создание проектов);

·         Формирование и развитие школьных СМИ;

·         Диагностика (психологическое тестирование, экспресс-диагностики);

·         Развитие школьного сайта;

·         Разработка грамот, дипломов и пр.;

·         Подготовка педсоветов на воспитательные темы;

·         Данные для родителей ( памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);

·         Информация для классных часов;

·         Виртуальный музей;

·         Портфолио школьника;

·         Компьютерные карты здоровья;

·         Планы самовоспитания детей;

·         Игры, конкурсы, викторины;

·         Обобщение опыта.

Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.

Арт-технология –воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы  взаимосвязаны. Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования.

 

Шоу-технологии

 

Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих( «сцену») и зрителей( «зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.

В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов.

Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы .

Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

Мероприятия «Звездный час», «Музыкальный ринг», «Счастливый случай», «КВН» и другие мероприятия относятся к типу шоу – технологий.

 

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

 

Постулаты КТД:

·         – коллективное творчество;

·         – единое дело и добровольное участие в нём;

·         – свобода выбора форм деятельности;

·         – содружество взрослых и детей;

·         – развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная.

В технологии различают шесть этапов:- совместное решение о проведении дела, — коллективное планирование, — коллективная подготовка, — проведение дела, — коллективный анализ, — решение о последействии.

Два типа КТД : классическое и личностно-ориентированное.

Отличия:

Этап

Традиционное КТД

Личностно-ориентированное КТД

1. коллективное целеполагание

Социальные основания выбора дела – польза, радость людям, сплочение коллектива

Дело как потенциал личностного развития и роста

2. коллективное планирование

 

Акцент на групповой работе, групповом вкладе

Акценты на индивидуальные вклады, на авторство идей, предложений

3. коллективная подготовка

Акцент на дружной групповой работе

Акценты на добровольность принятия ролей, поручений и их индивидуализированность

4. проведение дела

Участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана

Возможности для личного, негруппового участия, структура дела с учетом самоопределения ребят в отношении ролей, поручений

5. коллективный анализ

6. Решение о последействии

Основные вопросы – критерии «Как мы организовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Какой вклад каждого в общее дело?»

Вопросы – критерии, акцентирующие значимость дела для понимания, развития себя как индивидуальность

 

Виды коллективных дел:

 

Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)

Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)

Художественные КТД (пример; «Город мастеров», «Ярмарка талантов»)

Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)

Экологические КТД (пример: «Академия лесных наук», праздник «День птиц»)

 

Ситуативные технологии

 

Групповая проблемная работа –это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами  и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

 

Тренинг общения –форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.

 

Здоровьесберегающие технологии-это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся;создание благоприятного психологического климата на уроке;

охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебно-воспитательной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. (Примеры: спортивный праздник «В здоровом теле – здоровый дух», классный час «Вредные привычки» )

 

Создание благоприятного психологического климата и ситуации успеха

 

Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока и внеурочной деятельности. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка , спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание ребёнка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Примеры создания ситуации успеха

Приветствие: используется яркий мяч, его бросают тому, кого приветствуют.

Рисунок:

Приглашается к доске один из участников. Ему предлагается нарисовать корову. Но прежде чем задание будет исполнено, всем присутствующим предлагается сказать (сделать) что-то такое, что бы помогло успеху художественной деятельности. «Не бойся, ничего страшного, если не получится…», «Вспомни, как выглядит корова», «Только на тебя вся надежда!». Разброс суждений самый различный. Приглашенный художник смело приступает к рисунку, остальные поддерживают его радостными поощрениями. Руководитель занятия предельно внимателен, фиксирует все реплики, советы, фразы. Рисунок получается, потому что была организована ситуация успеха. Производится оценка рисунка(Эта деталь удалась, у коровы характер добрый…). Художник анализирует свое состоянии и называет те реплики, которые оказались для него сильной поддержкой. Сфера доброжелательности: — снятие страха (»Ничего страшного…»), — скрытая инструкция («Ты же помнишь, что…»), — авансирование («У тебя все получится…»), — персональная исключительность («Только у тебя и может получиться…»), — усиление мотива («Нам это так нужно для…»), — педагогическое внушение («Приступай же!»), — высокая оценка детали («Вот эта часть у тебя замечательно…»).

 «Волшебный стул» (ребёнок сидит на стуле, а дети называют все его достоинства)

 

Технология проектной деятельности

 

Проектная технология — организация исследовательской деятельности.

Типы проектов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.

Формы работы: индивидуальная, групповая

Сроки реализации проекта: неделя, месяц, полгода, год и т.п.

Презентация проекта: выставка, концерт, рекламная акция, театрализация, электронная презентация.

 

Кейс – технология (метод конкретных ситуаций)

 

Кейс-технология – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.

Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.

Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:

1.   Интеллектуальное развитие обучаемых.

2.   Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.

3.   Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.

4.   Формирование готовности к оценке и принятию решений.

5.   Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.

6.   Развитие коммуникативных навыков.

 

Личностно ориентированное воспитание-

 

конкретная технология гуманистической педагогики, в центре внимания которой– личность Личностно-ориентированная технология основана на диагностике, сотрудничестве, сотворчестве, ситуации выбора, на приспособлении к возможностям ребёнка и направлена на стимулирование развития.

Деловая игра

Цель проведения деловой игры – расширить представления учащихся о том или ином событии, получить новые знания в доступной ненавязчивой (игровой) форме, учить детей слушать и слышать друг друга, взаимодействовать и помогать друг другу.


   Задачи игр:
· научиться планировать ответы на заданные классом вопросы, вопросы учителя;
· развивать проективные умения у учащихся;
· воспитывать ответственное отношение ко всем заданиям определенной деловой игры.

Для создания деловых игр важно знать признаки этой формы организации обучения:
· Имитация реальной жизненной ситуации.
· Распределение ролей между участниками.
· Различение интересов у участников игры.
· Привязка моделируемых в игре событий к определенным моментам времени.
· Наличие системы группового и индивидуального оценивания.

 Любая деловая игра включает следующие этапы:


I ориентировочный

На ориентировочном этапе игры должны быть определены условия её проведения, объявлены участники, разработан план проведения, обозначены цели и задачи, распределены роли.


II исполнительный

Исполнительный этап включает выполнения участниками различных заданий.

III итогово-оценочный

Итогово-оценочный этап включает в себя выставление баллов после выполнения каждого задания и объявления результатов игры после её завершения.

Примеры: деловая игра «Семейный бюджет», деловая игра «Путешествие в мир профессий»

Технология проведения «Дискуссий»

Формы дискуссии:

Круглый стол – беседа, в которой на равных участвует небольшие группы учащихся (5 человек), которые последовательно обсуждают поставленные вопросы;

Заседание экспертной группы, первый вариант. Обычно 4-6 участников, с заранее назначенным председателем, которые обсуждают намеченную проблему, а затем излагаются свои позиции всему классу. В процессе дискуссии остальной класс является молчаливым участником, не имея право вступить в обсуждение. Данная форма напоминает телевизионные «Ток-шоу» и эффективна только в случае выбора актуальной для всех темы;

Заседание экспертной группы, второй вариант. Класс разбивается на микрогруппы на подготовительном этапе, каждая микрогруппа самостоятельно обсуждает поставленную проблему и выбирает эксперта, который будет представлять мнение группы. На основном этапе обсуждение происходит между экспертами – представителями групп. Группы не имеют права вмешиваться в обсуждение, но могут, в случае необходимости, взять «тайм-аут» и отозвать эксперта для консультаций.

Форум – обсуждение, сходное с первым вариантом «заседания экспертной группы», в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом);

Мозговой штурм проводится в два этапа. На первом этапе класс, разбившись на микрогруппы, выдвигает идеи для решения поставленной проблемы. Этап продолжается от 15 минут до 1 часа. Действует строгое правило: «Идеи высказываются, фиксируются, но не обсуждаются». На втором этапе происходит обсуждение выдвинутых идей. При этом группа, высказывавшая идеи, сама их не обсуждает. Для этого либо каждая группа посылает представителя со списком идей в соседнюю группу, либо заранее формируется группа экспертов, которая не работает на первом этапе.

Симпозиум – более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями (рефератами), представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса). Симпозиум эффективен для обобщающего урока. Для того чтобы все учащиеся выступили, обычно организуется несколько симпозиумов в течение года;

Дебаты – явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), – и опровержений. Вариантом этого вида обсуждений являются так называемые «парламентские дебаты», воспроизводящие процедуру обсуждения вопросов в Британском парламенте. В них обсуждение начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участников поочередно от каждой стороны;

Судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

Перекрестная дискуссия является одним из методов технологии развития критического мышления РКМЧП. Для организации перекрестной дискуссии необходима тема, объединяющая две противоположные точки зрения. На первом этапе каждый из учащихся индивидуально пишет по три-пять аргументов в поддержку каждой из точек зрения. Аргументы обобщаются в микрогруппах, и каждая микрогруппа представляет список из пяти аргументов в пользу одной точки зрения и пяти аргументов в пользу второй точки зрения. Составляется общий список аргументов. После этого класс делится на две группы – в первую группу входят те учащееся, которым ближе первая точка зрения, во вторую – те, кому ближе вторая точка зрения. Каждая группа ранжирует свои аргументы по степени важности. Дискуссия между группами происходит в перекрестном режиме: первая группа высказывает свой первый аргумент – вторая группа его опровергает – вторая группа высказывает свой первый аргумент – первая группа его опровергает и т.д.

Учебный спор-диалог. Для данной формы также необходима тема с двумя противоположными точками зрения. На подготовительном этапе класс делится на четверки, в каждой четверке определяются два пары: одна будет отстаивать первую точку зрения, другая – вторую. После этого класс готовится к дискуссии – читает литературу по теме, подбирает примеры и т.д. На основном этапе класс сразу садится по четверкам и одновременно происходят дискуссии между парами в четверках. Когда дискуссии почти закончены, учитель дает задание парам поменяться ролями – те, кто отстаивал первую точку зрения, должны отстаивать вторую и наоборот. При этом аргументы, которые уже высказаны противоположной парой, повторяться не должны. Дискуссия продолжается.

 

Тьюторство- педагогика педагогической поддержки

 

Цель работы тьютора – персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве для становления у него устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути.

Фигура тьютора многогранна: он и организатор (организует образовательный процесс), и консультант (координирует процесс, помогает учащемуся выстроить индивидуальную образовательную программу), и психолог (учитывает индивидуальные особенности ученика), и фасилитатор (облегчает учение; от слова «фасилите» — облегчать). Чтобы учение не несло ученику и психологический, и физический вред (к сожалению, мы сейчас больше говорим о перегрузках школьников, чем делаем что-либо для изменения ситуации), тьютор как раз обязан следить за оптимальным распределением учебной нагрузки (т.е. создавать оптимистические условия: нацеливать на создание положительного образовательного результата, поддерживать и поощрять ученика).

Тьюторство не совсем новая технология, так как в ней заложены методы и приёмы личностно-ориентированного и проблемного обучения, приёмы индивидуализации и дифференциации. Но особо в тьюторской педагогике следует отметить:

·         деятельностный подход;

·         использование исследовательских технологий (умение увлечь, вызвать интерес, поддержать его и направить в направлении реализации, причём интерес должен быть социально-значимым);

·         широкое применение проектного метода

 

×
×