Автор: Любовь Михайловна Черноиванова
Филиал МБОУ «СОШ с.Святославка» в посёлке Краснознаменский
«Развитие познавательных способностей младших школьников в современных условиях»
Учитель начальных классов
Черноиванова Л. М.
2022 год
Развитие познавательных способностей младших школьников в современных условиях
Одной из сложнейших проблем является развитие познавательных способностей младших школьников. Познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Возникновение познавательной активности зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. ФГОС предъявляет новые требования к выпускнику начальной школы, поэтому данная проблема является актуальной и своевременной.
Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление во всех его проявлениях, креативность, умение ориентироваться в образовательном пространстве.
Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли большие изменения. Выпускник школы вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, он должен активизировать свои познавательные и творческие способности. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. В этот период начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе познания и творчества.
Поэтому перед собой я ставлю цель:
• продолжить создание условий для осуществления развития познавательных и творческих возможностей младшего школьника в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО,
• активизировать личностный познавательный и творческий потенциал обучающихся.
Уверена, что учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Мне, как учителю необходимо: поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.
Я работаю по УМК «Школа России», основная идея которого — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной и внеурочной деятельности. Исходя из этого, стараюсь организовать педагогическую поддержку развития индивидуальности ребенка, создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель на уроках – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие познавательные и творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Можно использовать различные типы уроков: уроки-путешествия, уроки-конкурсы, уроки — экскурсии, интегрированные уроки, игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное мышление. Даю шанс самым неуверенным учащимся.
В своей деятельности создаю проблемные, поисковые и исследовательские ситуации на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач.
Для того чтобы учение было увлекательным, а не мучительным нужно использовать разные формы обучения: индивидуальную, работу в парах и группах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, элементы проектной деятельности, эвристические беседы, применяю разные виды контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки, самопроверка, мнение и оценка учеников.
ИКТ на уроках и во внеурочное время – одни из главных помощников учителю в работе. Обеспечиваю компьютерной поддержкой уроки, внеурочные занятия, презентации и проекты.
Опыт применения данной технологии позволяет:
— повысить эффективность обучения;
— совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;
— вырабатывать навык работы с различными источниками информации;
— дать возможность организовать проектную деятельность.
Особое место в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО занимает проектная деятельность. Технология проекта применима к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективна на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, таких как литература, окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, технология. Мы с ребятами выполнили следующие проекты:
• Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь!
• Край, в котором мы живем.
• Мой поселок глазами детей.
• Красная книга Новосибирской области.
• Птицы- наши друзья.
• Моя родословная.
• Сказка в математике.
• Космос и человек.
• Помоги зимующим птицам.
Считаю, что использование проектной деятельности способствует подготовке учащихся к реальным условиям жизни. Она выявляет и развивает творческие способности, а не даёт готовые знания. Ценность метода заключается в развитии познавательных и творческих способностей. Использование проектной деятельности предполагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Считаю, что работа над проектом способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников. Во время творческой деятельности, увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками, привлекая родителей к совместному творчеству. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе.
У каждого ребенка должна быть своя ситуация успеха. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы поддерживать ситуацию успеха каждого ученика. Помогает мне в этом использование важного метода саморефлексии – создание портфолио. Считаю, что эта работа способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Ведение портфолио повышает образовательную активность детей, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио позволяет мне проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём без сравнения с достижениями других учеников. Поэтому я считаю заполнение портфолио каждым учеником актуальным и важным.
Для реализации поставленных задач по формированию познавательного интереса, я работаю по двум направлениям: учебное и внеурочное.
В учебной деятельности формирую познавательный интерес через:
-подбор занимательного материала;
— правильную организацию формирования учебной деятельности, учитывая
психологические особенности учащихся начальных классов;
— умения планировать и контролировать собственные действия;
— формирование активности и инициативности, самостоятельности в учебной работе;
— умение оценивать правильность выполнения собственной работы, создавать предпосылку для формирования учебной деятельности и развития познавательного интереса.
Во внеурочной деятельности путем проведения познавательных праздников (Неделя нач.кл.), занимательных часов по предметам, экскурсий продолжаю формировать познавательный интерес к учебной деятельности.
Одним из средств формирования познавательного интереса учащихся начальных классов является занимательность. Наиболее эффективным средством включения в процесс учения на уроке является игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Я использую этот прием в своей педагогической деятельности.
Игры, направленные на развитие познавательной активности и формирование УУД учеников, используемые мной на уроках в начальной школе знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ личности, формируется самооценка
Регулятивные
Игры: «Ладошки», «Муха», «Два дела», «Статуя, замри», «Голова — Рамена»,«Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да и нет не говори», «Найди ошибки» и другие. развитие навыков саморегуляции, произвольности в чередовании активности и статики, коммуникативные навыки, а также развитие устойчивости внимания, организация детей.
Познавательные
Игры: «предложение — рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает — не летает», «Съедобное — не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище», «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает-не бывает», «Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.
на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов.
Коммуникативные
«Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Необитаемый остров», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Отгадай, о ком говорим», и другие.
развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива
Следующий занимательный материал, который я использую на уроках и во внеурочной деятельности– это ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты. Они позволяют ребенку тренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью.
Кроме обычных кроссвордов использую кроссворды-тесты, где на вопрос дается три ответа: ребенок выбирает правильный и заполняет кроссворд.
Дети очень любят слушать сказки. На уроках, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, включаю в урок учебные сказки. Например, при изучении знаков <, >, использую сказку о жадном Петушке, который бегал от цифры к цифре и хотел съесть самую большую. Теперь дети никогда не перепутают, что открытый клювик – знак больше, всегда направлен к большему числу.
Примеры некоторых грамматических сказок, используемых мной в практической деятельности:
Сказка о звонких и глухих согласных
Жили-были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слов. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие. Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было.
Помните, дети! Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные.
Сказка о существительных с шипящими на конце (ж, ш, ч, щ)
Жили-были три рода: Мужской, Женский и Средний.
Однажды средний род услышал спор. Спорили Мужской род и Женский род. Они никак не могли поделить Ь знак среди шипящих согласных букв Ж, Ш, Ч, Щ. И тогда Средний род предложил разрешить спор. Он сказал: «Мужчины-рыцари! Уступите мягкий знак Женскому роду». Спор окончился мирно. Мужской род уступил Женскому роду Ь.
С тех пор в именах существительных Женского рода единственного числа на конце после шипящих согласных Ж, Ш, Ч, Щ пишется Ь, а у Мужского рода – мягкий знак отсутствует.
Предки
Однажды из страны Арифметики в страну Грамматику шли два числительных. Одиннадцать и Двенадцать. Устали по дороге, сели отдохнуть под развесистой Семёркой. Вот Двенадцать и спрашивает: «Скажи, почему ты пишешься с двумя Н, а я с одним?» Одиннадцать ответило: «Это очень интересная история, которая произошла давным-давно.
Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались в три слова: ОДИН НА ДЕСЯТЬ и ДВА НА ДЕСЯТЬ. Позже они решили, что удобнее жить одним словом, и соединились. Так и появилось в числительном Одиннадцать два Н – одно от корня, а другое от бывшего предлога».
Другие приемы, которые я использую для повышения интереса к учебному материалу:
1. Прием «Отсроченная отгадка”
В начале урока учитель задает загадку, а отгадка будет открыта на уроке, а может быть и на следующем. Например, перед чтением сказки Ш. Перро задать вопрос «Какой город славится «поющим” животным?”
2. Прием «Фантастическая добавка”
Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают: РАСУСТ /страус/ ДУЗЕМА /медуза/ КУТИЛА /улитка/ КРИКОЛ /кролик/
3. Прием «Лови ошибку”
Главное научить не только мгновенно реагировать на ошибку (с помощью наглядного пособия «Светофор»), но и доказать почему ошибка и как её исправить. На уроках письмо обычно ошибается Незнайка или Буратино, которые неверно пишут буквы.
4. Прием «Свобода выбора”
На уроках обучения грамоте – читать на любой странице, но обязательно отчитаться – рассказать, нарисовать, а на математике – любое задание из тетради на печатной основе. Прием безотказный – ни одного скучающего лица.
5. Прием «Да-нетка” — универсальная игра, которая учит слушать и слышать друг друга.
Но далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.
Огромное влияние на детей оказывает самостоятельная работа, именно самостоятельность является высшим уровнем активности. Поэтому на уроках стараюсь хоть немного времени отводить на самостоятельную работу, подбирая разнообразные задания для самостоятельного выполнения, давая индивидуальные задания. Часто создаю ситуации, в которых учащиеся сами:
-отстаивают своё мнение;
·принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
·задают вопросы друг другу и учителю;
·анализируют ответы друг друга;
·оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
·консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
·самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
·находят несколько вариантов решения проблемы;
·находят “ошибкоопасные места”.
Самостоятельная работа может быть:
— индивидуальной;
— в парах;
— групповой.
Содержание предметов начальной школы позволяет применять разнообразные формы самостоятельных работ. Это и:
— работа с учебной литературой и наглядностью;
— использование рабочих тетрадей;
— работа со средствами ИКТ.
При работе с учебной книгой использую разнообразные виды самостоятельной работы:
— чтение текста вслух, про себя, выборочное чтение;
— постановка вопросов к тексту;
— ответы на вопросы текста, раздела;
— поиск объяснений явлений;
— словарная работа;
— составление плана;
— пересказ по плану;
— составление синквейнов;
— работа с иллюстрациями учебника;
— работа с инструкциями для практических занятий;
Самостоятельную работу с учебником провожу на уроках систематически и на всех этапах урока.
Большим подспорьем для выполнения самостоятельной работы с учебником являются рабочие тетради по предметам на печатной основе, которых имеется большое количество заданий для работы с учебником и при изучении нового материала, и для закрепления и для выполнения домашних заданий. Задания разнообразны: это и работа с понятиями, заполнением таблиц, схем, задания, требующие ответов на вопросы.
Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у учащихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, решать проблемные задачи, способствует повышению качества знаний, развивает познавательный интерес к изучаемому предмету.
Познавательный интерес учащихся напрямую зависит от успешности школьного обучения. Он является реальной силой для преодоления отставания в учении. В первую очередь, я стараюсь определить причины отставания. Они могут быть разнообразны, но в основном это недостаточная сформированность познавательных процессов. Поэтому учебные задания подбираю таким образом, чтобы они включали в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления.
Использую на уроках систему познавательных задач, которые ориентируют детей их на развитие и формирование устойчивого интереса и положительной мотивации учения. Приведу примеры, таких заданий:
1. Развитие слуховой памяти игра «Учитель-ученик”. Работа в парах.
У детей карточки с набором слов. Первый читает медленно, задача второго найти закодированное слово, которое получается из первых букв каждого слова:
Сын облако кошка — СОК
Мама искра родина – МИР
2. Развитие ассоциативной памяти:
Прием «Шифровка”
Учитель читает слово, дети рисуют значки. Или учитель говорит слово, дети — определение.
Утро — туманное
Кукла — …………,
3. Задания на развитие логического мышления:
Рассказы с перепутанными предложениями
Составь картинку из частей
Распредели картинки по порядку.
Продолжи закономерность.
Создавать в коллективе атмосферу жизнедеятельности, способствующей развитию образованной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению помогают конкурсы, в которых участвуют мои ученики. За последний период моей работы ученики приняли участие в таких конкурсах как: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Человек и природа», Всероссийская Олимпиада проекта InfoUrok.ru, Всероссийский конкурс для учеников младшего и среднего звена «Умный мамонтенок. Мои ученики работают на сайтах «Учи.ру» и «Яндекс-учебник». Принимали участие в творческих конкурсах на уровне школы. В папке моих достижений имеются сертификаты и дипломы победителей и призёров.
Познавательная деятельность ребенка не ограничивается лишь уроками, а продолжается в их внеурочной деятельности. В процессе организации внеурочной работы я воспитываю общий интерес к знаниям. Моя цель: научить ребенка удивляться и быть наблюдательными. Этому способствуют экскурсии. Важным моментом этого вида деятельности по развитию познавательных способностей учащихся является мотивация: зачем, с какой целью организуется мероприятие.
Огромное значение для развития познавательной и творческой активности имеет работа с социумом. Мои ученики являются постоянными участниками многих мероприятий проводимых в ДК, сельской библиотеке.
Результативность работы.
Работа по проблеме «Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО» дает определенные позитивные результаты.
В данный период результатами моей работы являются количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественные изменения личности ученика:
В результате работы по развитию познавательных способностей учащихся, можно сделать вывод:
— дети спокойно отвечают у доски, не боятся сделать
— стали активнее и самостоятельнее
— не боятся высказать свою точку зрения
— лучше обосновывают свои ответы
— спокойнее и легче ориентируются в необычных ситуациях (в школе, дома)
Познавательность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеурочной деятельностью
В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение инновационных технологий, способствующих развитию познавательной и творческой активности учащихся, расширение круга познавательных и творческих интересов учеников. А так же фиксация наблюдений, изучение фактов, жизненных событий, всяческое поощрение и поддержка самостоятельных творческих задумок и начинаний моих учеников.
Используемая литература.
1. Волина В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1997.
2. Сухих И. 800 загадок, 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996.Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. – Киров, 2000.
3. Арасланова Е.В., Селиванова О.Г. Образовательный проект «Способный ребёнок». Развитие познавательных способностей младших школьников. Теоретический аспект. – Киров, 2006.
4. Кордемский В.А. Математическая смекалка. – Юнисам, МДС, 1994.