Автор: Лисина Валентина Николаевна
Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с речевыми нарушениями
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью, перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Речь — социально значимая функция. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношение с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в этой или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
Эффективным приемом для развития речи в норме является использование различных видов изобразительной деятельности: рисования, лепки, аппликации, а также применение нетрадиционной техники изобразительной деятельности. Занятия изобразительной деятельностью имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка. Они способствуют развитию у него творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение.
Развитие речи дошкольников в процессе изобразительной деятельности происходит за счет обогащения ее словами и терминами, которые первоначально используются на занятиях рисования, а затем постепенно входят в активный словарь.
Для всестороннего развития ребенка главным условием является его общение с взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством знаний, умений, культуры. И передать этот опыт можно с помощью языка. Язык — явление общественное. Он возникнул в далекое время, когда первобытные люди объединились для совместной деятельности и испытали потребность что-то сказать друг другу. Язык развивается вместе с развитием общества. Новые открытия в науке и промышленности, новые отношения между людьми, отражались на языке, который обогащался новыми словами.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Большое значение в формировании личности ребенка играют различные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги и природного материала. Через свои рисунки, поделки ребенок передает свои чувства, переживания. Изобразительная деятельность дошкольника носит эмоциональный, творческий характер.
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для всестороннего воспитания и развития ребенка дошкольника.
Во-первых, это образное познание действительности — умственное воспитание. Для овладения умением изображать необходимо уметь внимательно наблюдать за предметом, то есть хорошо предварительно с ним познакомиться, запомнить форму, величину, цвет, расположение деталей. На занятиях по изобразительной деятельности также развивается и речь детей:
— обогащается словарь;
— формируется связная речь;
— развивается выразительность
Во-вторых, изобразительная деятельность связана с сенсорным воспитанием: свойства и качества предметов; форма, цвет, величина, положение в пространстве.
В-третьих, связь с нравственным воспитанием. Ребенок делает не только для себя, но и для окружающих. В процессе работы он учится доводить начатое дело до конца, помогать товарищу, усидчиво заниматься, контактировать с другими.
В-четвертых — трудовое воспитание: преодоление трудностей; усидчивость; развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие внимания, упорства в достижении результата.
В-пятых — эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание является главным значением изобразительной деятельности, так как оно развивает чувства формы, цвета, ритма в целом на предмете.
Изобразительная деятельность — едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста. Эта деятельность позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к нему.
Любое нарушение развития речи ребенка, часто сопровождается нарушением внимания, памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.
На занятиях с применением комбинирования очень важно использовать всевозможные способы рисования, в том числе и нетрадиционные. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому :
рисование пальчиками;
оттиск, печатками из картофеля;
тычок жесткой полусухой кистью;
оттиск печатками из ластика;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
печать по трафарету.
Изобразительная деятельность, является одним из факторов развития психики и речи ребенка. Она отражает его представления об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи на занятиях рисованием неотделимо от развития их мышления и речи.