Работа над ошибками на уроках русского языка.

Автор: Иванова Любовь Анатольевна

          Работа над ошибками на уроках русского языка.

                                                                                                                                                      Предупредить ошибку – это    

                                                                значит повысить качество

учебного труда, обеспечить

                                                                         ученику успех, поддержать   

                                                                     стимул к учению.

 

    Свое выступление хочу начать с извечно русского вопроса: «Что делать?».

Что делать, если дети не умеют грамотно писать по–русски? Что делать, если наши дети не любят русский язык именно из-за орфографии – слезы из-за «2», бесконечные красные исправления в тетради не прибавляют любви к «правописанию».

    Всегда ли ребенок доволен своими отметками, полученными за диктант, изложение, сочинение. Думаю, что не всегда.

    Вопросы, вопросы, вопросы… Они мучают уже не одно поколение ученых, учителей, учеников и, конечно родителей.

    Работая в начальной школе на протяжении многих лет, я поняла, что достичь орфографической грамотности обучающихся можно лишь ежедневным упорным трудом, начиная с первого класса.

    Я уверена, где нет интереса, там нет грамотности. Для выработки орфографического навыка предлагаю следующие виды работ, которые создают условия для мотивации учения. 

·         Волшебный квадрат (5×5).

«Дети! Квадрат будет обладать волшебной силой, если вы научитесь им правильно пользоваться. Для этого вы накладываете квадрат на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, открываете первый слог слова, потом – второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы».

Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательнее.

·        На каждом уроке отвожу 3 минуты для дополнительного жужжащего чтения.

·       Письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически, диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем. Позднее можно предложить детям проговаривать только по слогам, называя четко каждое слово.

·       Письмо с комментарием. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы.

В овраг ведёт узкая тропинка.

·        Повторение изученной орфограммы. Упражнения занимают на уроке не более 5 минут в устной форме. Отработка каждой повторяемой орфограммы проводится в течение одной недели. В это время нельзя допускать чередования нескольких орфограмм, нельзя нарушать ритмичность.

·        Игра «Третий лишний». Вычеркни лишнее слово.

Лес, лестница, лесник, лесничий.

Смешной, смешать, смешить.

·        Игра «Назови ошибку».

 

Кукла, дом, море, вышла, ученик.                         Глагол

Парта, солнце, железный, дверь, моряк.                Прилагательное

·        Найди «опасное место»

(Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)

Зуб, папа, лиса, лесник, мягкий, поле, зима.

Сосна, стол, парта, лесная, соленый, звездный и т.д.

·        «Нужный орешек».

Помоги белочкам взять нужные орешки-слова. (Одна белочка собирает слова-орешки с безударными гласными а в корне, другая с о, или с я, с е.)

Слова: дожди, стволы, доброта, скворцы, гора, тропинка, волна, сторожка, полевые, конюшня, стоял, ряды, соленый, мясной, тяжелый, вытянулся, удивительный…

·        Алгоритмы – памятки. Они помогают учащимся развить навык самопроверки.

·        Упражнения «Зоркий глаз».

Упражнения с подчеркиванием орфограмм, с пропущенными буквами, работа с сигнальными карточками, с перфокартами – умение видеть орфограмму в слове.

·        Упражнения «Чуткое ухо».

Орфографический слух – более сложное явление. Это умение находить орфограммы в словах на слух

     б/г                            п/с          непр. согл.           разд. Ь                 разд. Ъ

тяжелый                   соседка      сердце                 шьет                    подъезд

удивительный          березка      солнце                 вьюга                  объявление

столовая                   дубки         ненастье              друзья                 съезд

ладошки                   гибкий       устный                 льет                     объезд

морской                   мягкий       звездный             воробьи               разъяснение

 

Дети учатся слушать и слышать. Они сами должны обнаружить расхождение между правописанием и произношением.

·        Устное орфографическое проговаривание слов и подбор проверочных слов.

·        Грамматическая игра кроссворд.

·        Отгадывание загадок (пополняет словарный запас, развитие слуховой, зрительной памяти, выработка орфографической зоркости, то есть не только выясняем отгадки, а работаем над орфограммами.)

·        Игра «Лото» (по падежам, спряжениям глаголов и сущ. С различным окончанием.)

·        «Поставь цветок в вазу»

В одной вазе – слова с ь, в другой – без мягкого знака. Объясни правописание.

Слова: помощ. , ландыш. , печ. , душ. , пейзаж. , карандаш. , молодеж. , лож. , брош., силач. , чертеж. , скрипач. , товарищ. , луч. , печ. , доч. , стриж. .

Итак, дидактические игры воспитывают в учениках доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность; стимулируют и активизируют познавательные процессы: мышление, память, воображение.

Дети учатся устанавливать сходство и связи между явлениями, смело отстаивают свою точку зрения, вариативность, умеют использовать дополнительные источники информации.

 

Как учить детей писать диктанты?

а) По основной цели проведения все диктанты делятся на

Обучающие;                                                       Контрольные;

цель: научить детей правописанию;                  цель: проверить уже усвоенные знания.

предупредительные               объяснительные                     комментированные

текст подвергается                 после записи                          объяснение

орфографическому разбору   всего текста                            орфограмм в

до записи его учащимися      объясняются орфограммы     процессе письма(с 1 класса)

 

б) Диктант – это один из видов самостоятельной работы, при этой работе дети должны усвоить следующие правила:

1)    прослушай предложение;

2)    повтори предложение про себя;

3)    пиши, слушая медленную диктовку учителя, применяя правила;

4)    прочитай глазами только что написанное;

5)    проверь весь текст вслед за чтением учителя.

Важно выработать у ребят привычку контролировать себя на каждом из этих этапов.

Сначала надо научить ученика слушать предложение. Прочитав первое предложение, напомните: «Повтори про себя!». Затем дети пишут под медленную диктовку учителя. Предложение диктуется смысловыми частями, словосочетаниями, с паузами, чтобы каждый ученик успел записать текст без переспросов и волнений. Если ученику не дать времени подумать, он махнет рукой и не станет прислушиваться к себе, не увидит орфографические трудности в слове. После того как предложение записано, нужно его проверить, то есть прочитать по слогам, потом еще раз целиком за чтением учителя.

Когда диктант написан и тетради сданы, даю ученикам возможность спросить, в правописании каких слов они сомневались, что их затрудняло. Постепенно все дети овладевают навыками самоконтроля и справляются с подобной работой сами.

Итак, уважаемые студенты, какие правила можно выделить в написании диктантов? Я считаю, важно выработать у ребят привычку контролировать себя на каждом этапе.

Это общее. Есть и частные моменты предупреждения ошибок в рабочих диктантах.

Тексты проверочных диктантов просматриваю заранее, за долго до предстоящей работы. Особые трудности в тексте выношу на рабочую подготовку.

Предупредить ошибку – это значит повысить качество учебного труда, обеспечить ученику успех, поддержать стимул к учению.

Положительный результат дают такие примеры:

1)    Проведение орфографической пятиминутки. Я каждый урок начинаю с орфографической зарядки. Она занимает 4-5 минут урока.

·        Какую букву надо проверить при письме и почему?

·        Как эту букву проверить?

(Приложение «Упражнения для орфографической зарядки» № 12, 2003, стр. 33)

2)    Письмо по памяти (связного стихотворения, прозы, отрывка из рассказа).

Дети находят каждую орфограмму, проверяют её, пишут и сверяют с текстом. Использую и взаимопроверку с соседом.

3)    Выбор загадки, пословиц, в которой есть 2-4 слова с орфограммой.

Кто висит вниз головой.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

4)    Работа с текстом, записанным на доске, на карточках с ошибками «Самый внимательный».

Итак, одним из приемов повышения грамотности считаю развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками. Начинаю ее с проверки работ в тетрадях. Испробовала разные приемы исправления орфографических ошибок:

— ошибочная буква зачеркивается, пишется сверху правильно, в этом случае ребенок только видит ошибку;

— ошибочная орфограмма зачеркивается (подчеркивается) – ребенок сам исправляет.

     – у большинства детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь её зачеркиваю: биреза, сасна, начует.

     – у более сильных учащихся подчеркиваю все слово с ошибочным написанием;

     – или, за поля выношу знаки (l – орфографические ошибки, v – знаки препинания).

Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму (или слово) и исправить её.

Выполнение домашних заданий дети начинают с работы над ошибками (РНО). Ученик в тетрадь записывает слова, в которых сделал ошибку, орфограмму выделяет зеленым цветом. И так поступает с каждым словом ежедневно (вспоминает орфограмму, подбирает проверочное слово).

Выделить орфограмму – это самый главный шаг в решении орфографической задачи. И делать его ученик обязан научиться сам. Только тогда, когда ученик сам обнаружит расхождение между правописанием и произношением, ответит на вопрос, написание каких букв надо проверить, в какой части слова они находятся, он сможет самостоятельно написать грамотно, то есть без ошибок. 

Как предупреждаю ошибки в творческих работах детей. 

Большинство учащихся пишут изложение хорошо. Но дети допускают характерные просчеты:

·        Пропуски и замены букв;

·        Неумелое построение предложения;

·        Ошибки в словах, написание которых предупреждалось.

Дети, увлекшись содержанием рассказа, был недостаточно внимательны к орфограммам текста, к правописанию трудных слов, несмотря на то, что эти слова записывались учителем на доске.

Для того чтобы ученики относились более внимательно к правописанию трудных слов, делаю так. Перед изложением спрашиваю:

– Какие трудные для написания слова напишем на доске?

На первых порах дети предлагают выписать и слова на знакомые им правила. При этом обращаю внимание детей на то, что эти слова они могут написать верно, применив правило.

Вскоре дети начинают понимать, что от них требуется, и определяют правильно все слова, трудные для написания. Затем для самоконтроля они прочитают свое изложение и подчеркивают слова, которые написаны на доске. Это делается сначала под руководством учителя, а потом самостоятельно.

Принимая на проверку тетради, сразу вижу, как написаны трудные слова (слова для справок). Все ученики привыкают быть внимательными и правильно пишут трудные слова в своих работах.

При выполнении самостоятельных творческих работ (изложений, сочинений) дети часто используют сложные предложения, не зная, что они так называются, но интуитивно чувствуя, где надо поставить запятую.

Поэтому уже в 3 классе включаю в работу схему:

Помни о знаках препинания!

Прямая речь:

    :    «               » .

 «              » , –      .

      , и                                   

   , что

При выполнении творческих работ каждый раз напоминаю о знаках препинания перед союзами а, но, что, чем. Постепенно у ребят складывается практический навык расставки запятых в предложениях.

    Итак, я считаю, что очень важно, чтобы уроки, на которых дети пишут творческие работы, были самыми радостными. Чтобы пробудить в обучающихся жажду творчества, требуется кропотливая работа учителя на каждом этапе, начиная с первого момента подготовки и заканчивая самостоятельной работой.

 

Памятка по работе над ошибками.

 Орфографические задачи действительно сложны и трудны, но путь обучения правописанию через орфограмму, через применение правил правописания, через систематическую индивидуальную, фронтальную работу над ошибками – единственно надежный путь. Предлагаю  вашему вниманию памятку РНО (работа над ошибками).

Уважаемые студенты, как вы думаете, какие типичные ошибки допускают обучающиеся начальных классов?

 

 

    Итак, работа с памяткой мне помогает выполнить несколько задач сразу:

·        Раскрытие значения любых изученных слов;

·        Обнаружение и распознавание орфограмм в слове;

·        Приобщение детей к самостоятельной работе над ошибками.

У обучающихся развивается память, внимание, расширяется словарный запас.

 Рефлексия.

Как повысить грамотность обучающихся?

Какие виды работы наиболее эффективны, по-вашему?

Почему не исправлять, а предупреждать?

  Подводя итог, по всему сказанному, ошибки надо предупреждать, а не работать над ними. Предупредить ошибку – это значит повысить качество учебного труда, обеспечить ученику успех, поддержать стимул к учению.

×
×