Автор: Ирина Александровна Филичкина
Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому воспитание в семье ребенка с ЗПР – ответственная задача, так как важнейшим является понимание состояния ребенка, прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растет ребенок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает. Они постоянно задают себе вопрос: что будет дальше с нашим ребенком? В этой ситуации родителям важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам, как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка.
Родителей детей с ЗПР необходимо обучать, как и чему учить ребенка дома. Только совместная работа специалистов и семьи пойдет ребенку на пользу и приведет к положительным результатам.
Поэтому, одним из главных направлений работы любого специалиста является активное сотрудничество с родителями. Для этого проводятся консультации, практические занятия, тематические круглые столы, родительские собрания, родительские гостиные, семинары, семинары–практикумы.
Семинар-практикум – одна из эффективных форм сотрудничества с родителями в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.
Семинар-практикум – это приложение теории к практике.
Главными задачами семинаров-практикумов являются:
— углубление теоретической и практической подготовки родителей в вопросах воспитания и развития детей;
— осмысление практической значимости полученных теоретических знаний;
— развитие творчества и фантазии родителей;
— обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;
— создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;
— создание реально выполнимых рекомендаций.
Можно выделить универсальную структуру проведения семинара-практикума:
1. Подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых мероприятий, участие в режимных моментах и др.) – целью является выявление проблемы;
2. Теоретическая часть (выступление организатора семинара-практикума, члена творческой группы, мультимедийная презентация, «вопросы-ответы» и т.д.) — целью является теоретическое обоснование обсуждаемого;
3. Практическая работа (фронтально, в группах) – цель этого этапа распространение личного опыта, приобретение родителями новых умений;
4. Подведение итога мероприятия — итогом работы могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т.д.), изготовленные руками родителей, рекомендации к их использованию.
Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения с последующим обсуждением. Родители имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях.
Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого рассматриваются противоположные точки зрения, применяются методы игрового моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку.
Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребенку с СДВГ в семье». Цель: способствовать приобретению практических знаний по вопросу воспитания ребёнка с СДВГ. Задачи: Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей. Показать родителям важность и значимость проблемы развития внимания дошкольников. Познакомить родителей с методами и приёмами развития внимания. Познакомить родителей с такой формой нарушения внимания как СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
Ход семинара-практикума:
Игра «Волшебная шляпа» Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению между собой. Вступительное слово. Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности дошкольников. Поэтому, мы сегодня с вами поговорим о внимании, а также познакомимся с наиболее часто встречающейся формой нарушения внимания – СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью). Лекционная часть. Человек находится под постоянным воздействием многочисленных раздражителей внешнего и внутреннего мира, однако он не может одновременно реагировать на все раздражители и решать несколько различных задач сразу. Из огромного потока раздражителей в каждый данный момент воспринимается только немногое. Всё остальное или вовсе не замечается или воспринимается смутно, неопределённо. Припоминая, воображая, думая человек сосредотачивается на чём-то определённом, что и является объектом его представлений, мыслей, чувств или конкретных действий. Этот избирательный направленный характер психической деятельности в психологии называется вниманием. Определение внимания. Внешне внимание выражается в специфической позе, особой мимике, движениях. Выделяют два самостоятельных уровня внимания: непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) и произвольное (активное, преднамеренное). Внимание характеризуется различными свойствами. Основными из них являются объём, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределяемость и отвлекаемость. Существуют различные нарушения внимания. Но наиболее часто встречающимся является СДВГ. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и/или концентрировать внимание. Некоторые признаки гиперактивности, импульсивности проявляются в том, что дети: Чувствуют беспокойство, часто вертят руками и ногами или ерзают на стуле. Бегают, карабкаются и покидают свое место в ситуациях, когда нужно сидеть и тихо себя вести. Выкрикивают ответы до того, как целиком услышат вопрос. С трудом стоят в очереди или дожидаются своей очереди в игре. Пять основных правил воспитания ребёнка с СДВГ
Правило 1. Не ожидайте всего и сразу. Начинать нужно с тренировки только одной функции Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка
Правило 3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Правило 4. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально Правило 5. Используемые в вашей коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях:
— игры на развитие внимания;
— игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
— игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
— игры, способствующие закреплению умения общаться.
Литература:
1. Брязгунов И.П., Касатикова ЕВ. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. — 96 с. 2. Брязгунов И.П., Касатикова ЕВ. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М: Медпрактика, 2002. — 128 с. 3. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учеб. пособие /под ред. М. Пассольта. — М.: Академия, 2004. — 160 с. 4. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко. — СПб.: Речь, 2007. — 186 с.