«Права ребенка в семье»

Автор: Соловьёва Ирина Владимировна

 «Права ребенка в семье»

 

Искусство быть родителем.

 

Каковы же те базовые родительские установки, которые позволяют реализовать любовные, уважительные и доверительные отношения с ребенком?

Психологи выделяют не сколько таких установок:

* Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные труд­ности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы.

* Ваш ребенок не ваша собственность, а самостоятельный че­ловек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

* Ваш ребенок далеко не всегда и совсем не обязательно бу­дет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же не­избежны, как сам факт его присутствия в семье.

* Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся на­дежд и просто раздражения. Стали требовать от него то, что он попросту не может вам дать — в силу особенностей возраста! или характера. Короче, не желали принимать его таким, какой он есть.

* Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. В лучшее, что в нем еще будет. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Именно эти пять принципов отношения к ребенку определяют воспитательный климат семьи и задают весь строй личности ребенка.

 

Как наказывать?

Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют.

К самым неправильным, неблагоприятным формам наказания следует отнести физическое воздействие. Однако традиционное убеждение значительной части родителей в том, что физические наказания не такое уж большое зло, а во многом даже и благо, довольно устойчиво. Устойчивость применения физических наказаний связана с достаточно сильной внешней эффективностью этого метода. Подобным способом можно оказать влияние на кого угодно, а не только на маленького и беззащитного человека. Но эффективность данного вида воспитательного воздействия есть все-таки эффективность со знаком «минус». Почему?

Если родители использовали физическое наказание тогда, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Ведь в результате подчинился не ребенок, его языком и дейст­виями руководит в этот момент лишь инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.

Нельзя применять физическое наказание еще и потому, что обычно эта форма воздействия выбирается тогда, когда сами родители находятся в состоянии слабого сознательного контроля собственного поведения. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нехорошо!» Маловероятно, что малыш может понять, что агрессия не есть лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются родители, пытаясь доказать ребенку его неправоту или добиваясь послушания.

Не следует прибегать к физическому наказанию еще и потому, что изменение поведения ребенка после него происходит, как правило, только в присутствии человека, который наказал ребенка. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребенке действительно моральное поведение, способность к правильным поступкам только под воздействием собственного внутреннего контроля, без внешних ограничений.

Заметим, что речевая агрессия (ругань, оскорбления), так же как и физические наказания, малоэффективна и ведет лишь к аналогичным способам поведения ребенка со сверстниками в результате действия механизма подражания.

Весьма распространенной формой являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родитель­ской любви (игнорирование ребенка, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями (ребенок теряет привычную долю внимания, но вся забота о нем остается). Это чрезвычайно силь­но действующая форма, и применять ее нужно с крайней осто­рожностью и на очень короткое время. Нельзя допускать в ад­рес малыша угрозы, что мама уйдет из дома, оставит его одного, тем более применять такое наказание, как уход родителей из до­ма. Действенность этой формы наказания зависит от отношений до его применения. Если между ребенком и родителями сущест­вовали отношения подлинной близости, взаимоуважения, любви и доверия, то такой метод может быть использован. Если же все­го этого не было, то подобное наказание абсолютно ничего не даст: временная утрата любви имеет смысл тогда, когда есть что терять.

Запрет. Довольно часто в силу ограниченности собственного опыта ребенка родители вынуждены запрещать ему выполнять какие-то действия, прежде всего из соображений безопасности. Необходимо, чтобы запрет совпадал или опережал совершение неправильного поступка. Очень важно в таких случаях контроли­ровать речевые высказывания, ограничиваясь кратким замечанием: «Нельзя!», отказываясь при этом от развернутой аргумента­ции запрета. Лучше показать свое неудовольствие мимикой, жестом, выражением лица. Тогда постепенно ребенок научится понимать, какие поступки вызывают эмоциональную поддержку родителей, а какие нет. Опережающий запрет должен быть ла­коничным и точным.

Довольно распространенным наказанием в семье является на­казание «естественными последствиями», состоящее в лише­нии ребенка за провинность чего-либо приятного (сладостей, но­вых игрушек, прогулок и т. п.). Такой метод может привести к успеху только в том случае, если ребенок воспринимает ограни­чение как справедливое, если в большей степени решение при­нято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Понятно, что применение данного воспитательного воз­действия возможно лишь с определенного возраста, когда ребе­нок в принципе способен установить связь между своим проступ­ком и наказанием. Поэтому целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку предполагаемого радостного для ребенка со­бытия, если он совершил тот или иной проступок. Применяя на­казание по принципу «естественных последствий», нельзя лишать ребенка того, что необходимо для его полноценного нормально­го развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками. Хо­рошо, если данный тип наказания в семье принимает вид узако­ненного и распространяемого на всех правила: намусорил — сам убери, испачкал — сам приведи в порядок и т. п.

Наверное, невозможно представить процесс воспитания вооб­ще без наказаний. Но следует помнить слова знаменитого Януша Корчака, который утверждал: «Чем больше у ребенка свобо­ды, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше Поощрений, тем меньше наказаний».

Естественно, темы проводимых с родителями бесед могут зна­чительно расширяться и отражать анализ психологических осо­бенностей детей разного возраста, проблемы, связанные с вос­питанием нравственных качеств (например, чувства ответственности), описание возможных установок ребенка по от­ношению к родителям и к самому себе, а также их связь со сти­лями семейного воспитания.

×
×