Автор: Насибуллина
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА И
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
Все люди учатся на ошибках, хоть дети, хоть взрослые, умудренные опытом. Иногда наступаем на одни и те же грабли. И опыт нас ничему не учит. Почему же мы стараемся дать, как нам кажется, совершенно объективную оценку нашим ученикам?
Педагогическая оценка, её выбор и эффективность зависят от возраста ребёнка.
Дети-дошкольники одинаковым образом реагируют и на эмоционально-экспрессивные выражения одобрения и неодобрения со стороны взрослых, и на их оценки, предлагаемые в категориях «хорошо» и «плохо», и на социально-психологические стимулы, и на поощрения, относящиеся к демонстрируемым ими знаниям, умениям и навыкам.
Иначе обстоит дело в младшем школьном возрасте. Здесь на первый план выходят и приобретают в глазах детей особенную ценность стимулы, связанные с имеющимися у них знаниями, умениями и навыками, с соблюдением дисциплинарных требований, а также социально-психологические стимулы. наиболее эффективными являются педагогические оценки, даваемые не всеми, а значимыми взрослыми людьми, учителями и родителями.
В подростковом возрасте ситуация меняется. дети начинают больше реагировать на оценки, даваемые их сверстниками и друзьями, чем на оценки, получаемые от родителей и учителей.
В старшем школьном возрасте значимость педагогических оценок, предлагаемых взрослыми людьми, вновь возрастает, Более существенными становятся оценки личностного плана, чем оценки, касающиеся знаний, умений и навыков, а также внешних форм поведения. Педагогические оценки, получаемые от взрослых людей, в данном возрасте, как правило, преломляются через самооценку, и собственное восприятие себя становится более существенным, чем оценки, получаемые со стороны.
Традиционные школьные отметки выступают как один из этих способов стимулирования. С помощью оценки мы иногда поощряем или наказываем ребенка. Если постоянно завышать оценку – значит, давать крылья человеку, а занижать – делать из человека изворачивающегося червя. Зачем же нам столько червей? Хотя нормальный все равно выползет из земли. Но школа все равно занижает оценку человеку. И неуспех двоечник будет чувствовать постоянно.
Некоторые никогда диктант не напишут выше «2». Но устно-то он может рассказывать правило, разбираться в грамматике, видеть состав слова и определять части речи. И получит свою хорошую оценку. Даже за диктант я могу поставить «3», если вчера он делал 25 ошибок, а сегодня – 7. Пусть ребенок почувствует сегодня себя успешно. Т.е. даешь оценку в кредит. А завтра от радости он отработает.
Мне нравятся слова Горького: «Ежели людей по работе ценить, тогда лошадь лучше всякого человека». Я считаю, лучше завысить оценку, чем занизить, унизить. А то получится как в интернете: «А теперь я могу поставить вам оценки!» — сказал выпускник, зайдя на страницу к учительнице.