ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ ПО КОМБИНИРОВАННОЙ МЕТОДИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАССАЖА

Автор: Еналова Ксения Андреевна

В настоящее время в современной спортивно-педагогической, научной литературе все больше внимания уделяется проблемам развития адаптивной физической культуре [6].

   В трудах отечественных и зарубежных авторов достаточно полно изучены процессы формирования осанки, причины, приводящие к различным нарушениям, а также различные методы ее коррекции (Арсланов В.А., 1985; Бородин Л.А., 1988; Ловейко И.Д., 1988; Пенькова И.В., 1997; Аболишин А.Г., 2003; Рябинин С.П., 2005 и др.). Но, несмотря на достаточно глубокую теоретическую проработку данной проблемы, она, судя по значительному числу детей младшего школьного возраста, имеющих отклонения в формировании осанки, остается нерешенной в настоящее время. Исследования, проведенные за последние годы, выявили большой процент детей, идущих в школу, с деформацией позвоночника [5]. Наиболее распространенными и ведущими симптомами у детей при нарушениях осанки являются слабость мышц, участвующих в поддержании мышечного корсета, нарушения в области подвздошно-крестцового сочленения, часто сопровождающиеся перекосом линии таза (Левит К., Захсе Й., Янда В., 2003).

   Дети с нарушениями осанки обычно неловкие, подвижным играм предпочитают неспешные прогулки. Физическая подготовленность таких детей, как правило, неудовлетворительная. По мнению И.К. Бразите (1986), Л.Д. Глазыриной (1992), Б.Ф. Курдюкова (1994), Л.Ф. Корнеевой (1995), С.М. Ахмегова (1996), В.Г. Никитушкина (1999) и других специалистов, одним из перспективных направлений оптимизации системы физического воспитания детей, имеющих нарушения осанки, является разработка новых инновационных методик, в которых использование специально подобранных физических упражнений дает положительный эффект в реабилитации нарушений осанки. Эти упражнения должны быть адекватны возможностям организма и оказывать тренирующее воздействие, повышая адаптационные возможности организма [9]. При этом физическую реабилитацию рассматривают как лечебно-педагогический и воспитательный процесс, или, правильнее сказать, образовательный процесс. Поэтому все законы и правила общей педагогики, а также теории и методики физической культуры чрезвычайно важны в деле физической реабилитации нарушений осанки детей младшего школьного возраста. Именно о младшем школьном возрасте можно сказать, что в этот период формируется потенциал здоровья на всю жизнь (Пенькова И.В., 1997; Морозова Т.С., 2003; Рябинин С.П., 2005).

   При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид ребенка, — возникают нарушения деятельности внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная емкость легких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость – звенья одной цепи. В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника – сколиозы. Сколиоз и нарушение осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.

   Неправильное положение тела, связано с необходимостью длительного сохранения рабочей позы, односторонним отягощением мышц, слабостью и недоразвитием опорно-двигательного аппарата создает неблагоприятные и условия для функционирования органов и систем. Вред наносится, в частности, таким системам, как кровообращение, дыхание, пищеварение. Таким образом, формирование правильной осанки важно в целях повышения работоспособности и гармонизации функций систем организма.

   Поиск новых средств, форм, методов физической реабилитации детей младшего школьного возраста, имеющих выраженные нарушения осанки, с учетом изложенного выше, является актуальной проблемой практики физического воспитания подрастающего поколения.

   Объектом исследования является процесс адаптивного физического воспитания детей с нарушением осанки младшего школьного возраста при использовании комбинированной методики, состоящей из средств адаптивной физической культуры и массажа.

   Предмет исследования: комбинированная методика коррекции нарушения осанки у детей младшего школьного возраста с использованием адаптивной физической культуры и массажа.

   Цель исследования: предотвращение прогрессирования заболевания у детей младшего школьного возраста и улучшение показателей физической подготовки на основе разработанной методики.

   Задачи:

1.      Исследовать, анализировать и обобщить научно — методическую литературу. Изучить возможность применения средств адаптивной физической культуры для профилактики и коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста и определить факторы, влияющие на формирование осанки;

2.      Разработать комбинированную методику с использованием средств адаптивной физической культуры и массажа для профилактики и коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста;

3.      Обосновать эффективность применения экспериментальной методики коррекционных занятий у детей младшего школьного возраста с нарушениями осанки.

   Детскому позвоночнику свойственны большая вариабельность и изменчивость, связанные с ростом. Известно, что детскому позвоночнику свойственна высокая мобильность, которая к подростковому возрасту и особенно у взрослых постепенно уменьшается.

   Развивающиеся в детском возрасте сколиоз и кифоз также имеют свою динамику, связанную в детском возрасте с ростом.

   У детей существуют 5 форм тел позвонков и межпозвонковых пространств [10].

   Детскому позвоночнику, в сравнении с подростковым и позвоночником взрослых, свойственна наибольшая степень мобильности и физиологическая нестабильность незавершенная и потому непостоянная осанка.

   При отсутствии деформации позвоночника эти возрастные свойства детского позвоночника часто трактуют как патологическую осанку без всяких к тому оснований.

   Большинство детей не получает рационального физического воспитания, потому даже у совершенно здоровых детей превалирует избыточная мобильность, следовательно, и нестабильность позвоночника. Но эти свойства растущего позвоночника нельзя рассматривать как патологические; они. сохраняются до завершения роста позвоночника и до окончательного формирования его физиологических изгибов. После этого мобильность позвоночника несколько уменьшается, а стабильность самопроизвольно увеличивается.

   Выраженная мобильность здорового детского позвоночника клинически проявляется увеличением глубины физиологического кифоза, поясничного и шейного лордоза с уменьшением длины их дуг в вертикальном положении в сравнении с их глубиной и длиной в горизонтальном положении обследуемого. При этом спина сохраняет компенсированный характер.

   Свойственная детям возрастная мобильность и нестабильность позвоночника, обусловливающие разницу в выраженности физиологических изгибов позвоночника в положении лежа и стоя, часто без всяких к тому оснований трактуются как патологическая осанка [1].

   Важность физического воспитания детей с компенсированным здоровым позвоночником отчетливо видна при сравнении физических данных детей, ведущих малоактивный двигательный образ жизни, с таковыми детей, систематически занимающимися физической культурой.

   Физическое развитие — закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека, состоянием его здоровья, наследственными факторами, условиями жизни и специфическими внешними занятиями определенным видом спорта [11].

   Адаптивная физическая культура сопровождает все этапы лечения сколиоза, при этом необходимо учитывать следующие общие положения:

   1. Какие бы методы адаптивной физической культуры ни применялись, они не будут эффективны, если используются изолировано от других методов лечения;

   2. Адаптивная физическая культура, проводимая без учета выносливости мышечной силы, дает отрицательный эффект. В каждом отдельном случае необходимо дозировать занятия, основываясь на результатах функциональных проб с нагрузкой сердечно-сосудистой системы, а также на данных исследования силовой выносливости мышц.

   Для активной коррекции деформации позвоночника применяют специальные физические упражнения:

·         Корригирующие упражнения предусматривают максимальную мобилизацию позвоночника, на фоне которой проводят коррекцию дуги искривления с помощью специальных противоискривляющих (корригирующих) физических упражнений.

·         Ассиметричные — также базируются на принципе коррекции позвоночника, но отличаются оптимальным воздействием на его кривизну, умеренным растягиванием мышц и связок на вогнутой дуге искривления и дифференцированным укреплением ослабленных мышц на выпуклой стороне.

·         Симметричные физические упражнения основаны на принципе минимального биомеханического воздействия специальных физических упражнений на кривизну позвоночника. Симметричные физические упражнения оказывают неодинаковое воздействие на симметрично расположенные мышцы туловища, которые в результате деформации позвоночника находятся в физиологически несбалансированном состоянии.

·         Деторсионные физические упражнения выполняются для вращения позвоночника в сторону, противоположную торсии, для растягивания сокращенных и укрепления растянутых мышц в поясничном и грудном отделах позвоночника [7].

   При выполнении упражнений следует придерживаться следующих правил:

1)      не увеличивать мобильность позвоночника.

2)      не растягивать мышечно-связочный аппарат, поддерживающий позвоночник.

3)      не нагружать позвоночник по вертикальной оси.

4)      не допускать сотрясения тела (прыжки, подскоки, бег и др.).

   Пренебрежение этими правилами способствуют прогрессированию сколиоза, увеличению искривления позвоночника, травматизации межпозвонковых хрящей, особенно на вогнутой стороне искривления.

   Чтобы избежать увеличения мобильности позвоночника, необходимо:

·         выполнять большинство упражнений, особенно для позвоночника, в изометрическом режиме;

·         ограничить амплитуду движений для корпуса и ног;

·         исключить упражнения на вытяжение позвоночника (чистые висы, выполнение упражнений на наклонной плоскости и др.).

   Наиболее эффективным методом лечения асимметричной осанки является комплекс лечебной гимнастики с использованием асимметричных упражнений на 50 % от общего числа [2]. Применяют дозированные упражнения адаптивной физической культуры, которые соответствуют функциональному состоянию ОДА ребенка, уменьшая, увеличивая или оставляя обычной нагрузку.

   Лечебный массаж и дыхательная гимнастика активизирует обменные процессы, улучшает кровообращение, что в свою очередь способствует более быстрому восстановлению работы мышечного и связочного аппаратов. Так же массаж благотворно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, страдающего нарушением осанки [3].

   Методы прикладной кинезиологии явились дополнительными элементами комбинированной методики [4]. Они направлены на улучшение биомеханики движения во всех отделах позвоночника, верхних и нижних конечностях при некорректном паттерне шага, а также воздействует на становление правильного паттерна дыхания.

   Исследование и анализ научно – методической литературы позволило нам выявить возрастные особенности и мобильность детского позвоночника, определить осанку как один из критериев физического развития детей младшего школьного возраста. Учли негативные факторы, которые приводят к развитию нарушений осанки, а в дальнейшем и прочих стойких проблем с опорно-двигательным аппаратом детей младшего школьного возраста, а также ознакомились с вариантами физических реабилитаций посредством физических упражнений, предложенных авторами [7], [8].

   Комбинированная методика с использованием средств адаптивной физической культуры и массажа для профилактики и коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

   При комбинированном использовании адаптивной физической культуры и лечебного массажа. Можно достигнуть поставленных целей: сформировать и закрепить навык правильной осанки; сформировать мышечный корсет и увеличить силовую выносливость мышц для восстановления правильного положения тела в пространстве; нормализовать функции дыхательной системы организма; исправить в возможных пределах дефекты осанки.

×
×