ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Автор: Пугачева Валентина Петровна

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

В.П.Пугачева,

учитель русского языка и литературы

Дегтяренской средней школы


Аннотация.
В статье рассматривается актуальность влияния личностно-ориентированного подхода на познавательную активность обучающихся как необходимого условия повышения успешности обучающихся  на уроках русского языка в современной школе

Ключевые слова: образовательное пространство,  педагогический опыт, самооценка, педагогическая деятельность, технолгия разноуровневого обучения, личностно-ориентированный подход

                                   Сравнивать способности детей вообще не дело учителя.

                                   И не имеет  никакого к его работе отношения.

                                   От педагога требуется, чтобы каждый индивид

                                   получил  возможность использовать свои способности

                                   в осмысленной деятельности.                       Дж.   Дьюи                                                                      

            В наше время личностно — ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Большинство педагогических коллективов страны осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.

      В основе моего педагогического опыта заложены идеи учителей-новаторов, идеи классической и современной педагогики, философии, психологии, языкознания: Л.С. Выготского, И.С. Якиманской, В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, И.Ф. Исаева, М.И. Ситниковой и мой личный опыт. Поэтому опыт моей работы можно определить как репродуктивно — рационализаторский. В своем опыте я опираюсь на:

       1) теорию личностно ориентированного обучения,

       2) теорию языковой личности,

       3) теорию творческого развития индивидуума,

       4) идеи «педагогики сотрудничества».

 Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного процесса:                                                                             

 Учебный материал должен обеспечить выявление содержания субъективного опыта ученика, включает опыт его предшествующего обучения [7].                         

   Изложение знаний в учебнике учителем должно быть направлено не только на расширение их объема, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика.                                           

 В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний.

Активное стимулирование ученика к самоценной образовательной

деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования,

саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями [1].                       

Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик, имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.                     

Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и  использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала [6].

Именно такой урок мы и называем личностно – ориентированным.
Взаимодействуя с учениками в ходе урока, учитель не опасается
неправильных ответов; привлекает к работе» всех учеников, а не только хорошо успевающих; обсуждает все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знания, не боится подчеркивать — «давайте договоримся, что в это понятие мы вкладываем определенный смысл, и будем в дальнейшем его придерживаться» [5].

     Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности [3].

     Новая трактовка индивидуального подхода – отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность), учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, прогнозирование развития личности, использование систем В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Л.В. Занкова, Е.Н. Ильина.

     Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку «в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики» [4]. В своей практике я использую элементы технологии разноуровневого обучения.

Основными принципами технологии разноуровневого обучения является следующее:

1.                Всеобщая талантливость – нет бесталантливых людей, а есть занятые не своим делом.

2.                Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.

3.                Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

          Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечала, что его цель – создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.

        В процессе преподавательской деятельности я столкнулась с парадоксом — Мы учим языку вообще, не учитывая, кто является субъектом обучения. Однако ещё Ф.И.Буслаев писал: «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе с тем и развивать духовные способности учащихся». Вслед восклицал К.Д.Ушинский: «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина» [2]. Следовательно, при изучении русского языка необходимо учитывать, кто наш ученик, его менталитетные свойства. Современные же модели обучения языку восходят к Соссюру: «Язык в самом себе и для себя», ограничиваясь рамками системного представления самого языка, уровневой моделью обучения, повторяющей структуру языка и его образ, они имеют лингвоцентрический характер».  Однако, при обучении языку,  считается, акцент необходимо делать не на языковой структуре, а на использовании, употреблении языка, оно должно носить антропоцентрический характер, что не мешает, а наоборот, позволяет шире использовать все достижения «системной» лингводидактики [1].

        Велика и воспитывающая роль проверки знаний учащихся. Систематический контроль дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно. Недаром В. А. Сухомлинский считал, что важнейшая задача проверки и оценки знаний, умений и навы­ков учащихся — укрепление у школьников оптимистического вос­приятия жизни, труда, в первую очередь — учебного.

Библиографический список

1.     Якиманская,   И.С.  Личностно ориентированное обучение в современной школе/И.С. Якиманская – М.: Сентябрь, 1996

2.     Лукьянова, М.И. Методика комплексного анализа и самоанализа личностно ориентированного урока/М.И. Лукьянова// – научно-практический журнал «Завуч» — 2004, №6

3.     Никодимова, Е.А. Внедрение личностно-ориентированных технологий //Школьные технологии/Е.А. Никодимова-2004, №6

4.     Дьяченко, Н.В. Личностно-ориентированный урок : научно-методические аспекты внедрения в образовательную практику школы // Инновации в образовании/Н.В. Дьяченко – 2007, №2

5.     Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование/А. Хуторской – 2003, №2.    

6.     Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии/Г.Ю. Ксензова —  М., 2000г.

7.     Тростенцова, Л. А. Урок русского языка на современном этапе/Л.А. Тростенцова М., 1998г.

 

 

×
×