Автор: Пугачева Валентина Петровна
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В.П.Пугачева,
учитель русского языка и литературы
Дегтяренской средней школы
Аннотация. В статье рассматривается актуальность влияния личностно-ориентированного подхода на познавательную активность обучающихся как необходимого условия повышения успешности обучающихся на уроках русского языка в современной школе
Ключевые слова: образовательное пространство, педагогический опыт, самооценка, педагогическая деятельность, технолгия разноуровневого обучения, личностно-ориентированный подход
Сравнивать способности детей вообще не дело учителя.
И не имеет никакого к его работе отношения.
От педагога требуется, чтобы каждый индивид
получил возможность использовать свои способности
в осмысленной деятельности. Дж. Дьюи
В наше время личностно — ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Большинство педагогических коллективов страны осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.
В основе моего педагогического опыта заложены идеи учителей-новаторов, идеи классической и современной педагогики, философии, психологии, языкознания: Л.С. Выготского, И.С. Якиманской, В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, И.Ф. Исаева, М.И. Ситниковой и мой личный опыт. Поэтому опыт моей работы можно определить как репродуктивно — рационализаторский. В своем опыте я опираюсь на:
1) теорию личностно ориентированного обучения,
2) теорию языковой личности,
3) теорию творческого развития индивидуума,
4) идеи «педагогики сотрудничества».
Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного процесса:
Учебный материал должен обеспечить выявление содержания субъективного опыта ученика, включает опыт его предшествующего обучения [7].
Изложение знаний в учебнике учителем должно быть направлено не только на расширение их объема, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика.
В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний.
Активное стимулирование ученика к самоценной образовательной
деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования,
саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями [1].
Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик, имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.
Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала [6].
Именно такой урок мы и называем личностно – ориентированным.
Взаимодействуя с учениками в ходе урока, учитель не опасается
неправильных ответов; привлекает к работе» всех учеников, а не только хорошо успевающих; обсуждает все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знания, не боится подчеркивать — «давайте договоримся, что в это понятие мы вкладываем определенный смысл, и будем в дальнейшем его придерживаться» [5].
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности [3].
Новая трактовка индивидуального подхода – отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность), учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, прогнозирование развития личности, использование систем В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Л.В. Занкова, Е.Н. Ильина.
Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку «в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики» [4]. В своей практике я использую элементы технологии разноуровневого обучения.
Основными принципами технологии разноуровневого обучения является следующее:
1. Всеобщая талантливость – нет бесталантливых людей, а есть занятые не своим делом.
2. Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.
3. Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечала, что его цель – создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.
В процессе преподавательской деятельности я столкнулась с парадоксом — Мы учим языку вообще, не учитывая, кто является субъектом обучения. Однако ещё Ф.И.Буслаев писал: «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе с тем и развивать духовные способности учащихся». Вслед восклицал К.Д.Ушинский: «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина» [2]. Следовательно, при изучении русского языка необходимо учитывать, кто наш ученик, его менталитетные свойства. Современные же модели обучения языку восходят к Соссюру: «Язык в самом себе и для себя», ограничиваясь рамками системного представления самого языка, уровневой моделью обучения, повторяющей структуру языка и его образ, они имеют лингвоцентрический характер». Однако, при обучении языку, считается, акцент необходимо делать не на языковой структуре, а на использовании, употреблении языка, оно должно носить антропоцентрический характер, что не мешает, а наоборот, позволяет шире использовать все достижения «системной» лингводидактики [1].
Велика и воспитывающая роль проверки знаний учащихся. Систематический контроль дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно. Недаром В. А. Сухомлинский считал, что важнейшая задача проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся — укрепление у школьников оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь — учебного.
Библиографический список
1. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе/И.С. Якиманская – М.: Сентябрь, 1996
2. Лукьянова, М.И. Методика комплексного анализа и самоанализа личностно ориентированного урока/М.И. Лукьянова// – научно-практический журнал «Завуч» — 2004, №6
3. Никодимова, Е.А. Внедрение личностно-ориентированных технологий //Школьные технологии/Е.А. Никодимова-2004, №6
4. Дьяченко, Н.В. Личностно-ориентированный урок : научно-методические аспекты внедрения в образовательную практику школы // Инновации в образовании/Н.В. Дьяченко – 2007, №2
5. Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование/А. Хуторской – 2003, №2.
6. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии/Г.Ю. Ксензова — М., 2000г.
7. Тростенцова, Л. А. Урок русского языка на современном этапе/Л.А. Тростенцова М., 1998г.