Автор: Бачинова Надежда Филипповна
Закрепление орфографических навыков
Задача первостепенной важности на сегодняшний день – экологическое воспитание. Оно должно начинаться с самых ранних лет и получить дальнейшее развитие в школе. Свою задачу я вижу не только в том, чтобы научить грамотному письму, но и в том, чтобы на уроках решать самые разные проблемы, включая экологическую. При изучении любой темы стараюсь найти возможность поговорить о сохранении природы и нашем участии в этом. В качестве дидактического материала использую произведения наших северных поэтов и писателей. Работая над данной проблемой, я пришла к мысли, как можно наиболее удачно решать поставленные вопросы. А именно, проводить уроки русского языка и литературы в тесной взаимосвязи. Своё внимание я сконцентрировала на произведениях регионального содержания.
Так, для ряда уроков русского языка в 6 классе я выбрала стихотворение А.Я.Яшина (предварительно был проведён урок литературы на тему «Поэты Севера о природе»):
Да, только здесь, на Севере моём,
Такие дали и такие зори,
Дрейфующие льдины в Белом море,
Игра сполохов на небе ночном.
Нехожеными кажутся леса,
Бездонными — озёрные затоны,
Неслыханными — птичьи голоса,
Невиданными каменные склоны.
Здесь, словно в сказке, каждая тропа
Вас к роднику выводит непременно.
Здесь каждая деревня так люба,
Как будто в ней красоты всей вселенной.
И уж, конечно, нет нигде людей
Такой души, и прямоты, и силы,
И девушек таких вот, строгих, милых,
Как здесь в лесах, на родине моей.
Но если б вырос я в другом краю,
То всё неповторимое, как чудо.
Переместилось, верно бы, отсюда
В тот край другой – на родину мою.
Учащиеся выделяют микротемы.
Далее выполняют предложенные задания (текст стихотворения используется на нескольких уроках):
1) Выписать имена существительные, определить их признаки как постоянные, так и непостоянные.
2)Найти существительные, имеющие форму только одного числа.
3)Выписать прилагательные и определить их разряд по значению.
4)Найти и охарактеризовать глаголы.
5)Выписать местоимения, определить их разряд.
6)Найти наречия, определить разряд по значению.
7) Найти вводные слова.
8)Найти сравнительные обороты.
9) Определить значение слова ЛЮБА.
10) Произвести морфологический и морфемный разбор указанных слов.
11) Найти синоним к слову СПОЛОХИ.
Когда дети в течение нескольких уроков работают с данным текстом, то они его заучивают, пополняя свой запас знаний о поэтах и писателях Севера.
Когда учащиеся пишут сочинение о любимом уголке природы, то произведения наших северных поэтов и писателей о родном крае оказывают им неоценимую помощь. Дети приходят к выводу о необходимости сохранения красоты природы родного края.
На уроках по региональному содержанию, обращаясь к произведениям поэтов и писателей – северян, делаем необходимые выводы об отношении человека к природе. Дети получают задание подыскать отрывки из прозаических произведений экологического характера.
Уроки-концерты чтения стихов поэтов – северян наполняют души детей радостью, приводят к мысли, какое участие они могут принять в решении экологических проблем.
Кроме того, учащиеся сами придумывают темы лирических зарисовок, собирают папки стихов, очерков, напечатанных в районной газете. На основе собранных материалов проводим устные журналы, в ходе подготовки к их проведению дети приобретают многие навыки. Такая работа, проводящаяся в системе. Учит школьников быть заботливыми хозяевами природы.
При изучении произведений на уроках литературы (например, рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро») учащиеся анализируют, как должен вести себя в природе человек. Предлагаю написать сочинение «Я заблудился».
Сочинения-миниатюры предлагаю написать на следующие темы: «Спасённый родник», «Гости моего скворечника», «Журчание ручейка», «Звуки весеннего леса» и т.д.
Подрастая, дети очень хорошо осознают свою роль в сохранении природы, учатся быть её настоящими хозяевами.
На классных часах совершаем пешую прогулку по селу. Детям предлагаю запоминать, что они увидели. Дома предлагаю написать сочинение – размышление «Что я могу сделать для родной природы».
Также при изучении приставок ПРЕ- и ПРИ- предлагаю вспомнить прогулку по родному селу и придумать слова с приставками. Составляем словарик, обобщаем придуманные слова. В результате, дети придумали слова с приставками: призадумался, пригляделся, приуныл, присел, превратили, прислушался, прибрежная, приостановился и т.д.
Такая целенаправленная работа позволяет решить многие вопросы, связанные с воспитанием учащихся.
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся самостоятельно выбрать стихотворение поэта Севера и составить к нему задания для бинарного урока русского языка и литературы.
.