Закрепление орфографических навыков

Автор: Бачинова Надежда Филипповна

Закрепление орфографических навыков

    Задача первостепенной важности на сегодняшний день – экологическое воспитание. Оно должно начинаться с самых ранних лет и получить дальнейшее развитие в школе. Свою задачу я вижу не только в том, чтобы научить грамотному письму, но и в том, чтобы на уроках решать самые разные проблемы, включая экологическую. При изучении любой темы стараюсь  найти возможность поговорить о сохранении природы и нашем участии в этом. В качестве дидактического материала использую произведения наших северных поэтов и писателей. Работая  над данной проблемой, я пришла к мысли, как можно наиболее удачно решать поставленные вопросы. А именно, проводить уроки русского языка и литературы в тесной взаимосвязи. Своё внимание я сконцентрировала на произведениях регионального содержания.

  Так, для  ряда уроков  русского языка в 6  классе я выбрала стихотворение  А.Я.Яшина (предварительно был проведён урок литературы на тему «Поэты Севера о природе»):

 

Да, только здесь, на Севере моём,

Такие дали и такие зори,

Дрейфующие льдины в Белом море,

Игра сполохов на небе ночном.

 

Нехожеными кажутся леса,

Бездонными — озёрные затоны,

Неслыханными —  птичьи голоса,

Невиданными каменные склоны.

 

Здесь, словно в сказке, каждая тропа

Вас к роднику выводит непременно.

Здесь каждая деревня так люба,

Как  будто в ней красоты всей вселенной.

 

И уж, конечно, нет нигде людей

Такой души, и прямоты, и силы,

И девушек таких вот, строгих, милых,

Как здесь в лесах, на родине моей.

 

Но если б вырос я в другом краю,

То всё неповторимое, как чудо.

Переместилось, верно  бы, отсюда

В тот край другой – на родину мою.


Учащиеся выделяют микротемы.

Далее выполняют предложенные задания (текст  стихотворения  используется на нескольких уроках):
 1) Выписать имена существительные, определить их признаки как постоянные, так и непостоянные.

2)Найти существительные, имеющие форму только одного числа.

3)Выписать прилагательные и определить их разряд по значению.

4)Найти и охарактеризовать глаголы.

5)Выписать местоимения, определить их разряд.

6)Найти наречия, определить разряд по значению.

7) Найти вводные слова.

8)Найти сравнительные обороты.
9) Определить значение слова ЛЮБА.

10) Произвести морфологический и морфемный разбор  указанных слов.

11) Найти синоним к слову СПОЛОХИ.

Когда дети в течение нескольких уроков работают с данным текстом, то они его заучивают, пополняя свой запас знаний о поэтах и писателях Севера.

Когда учащиеся пишут сочинение о любимом уголке природы, то произведения наших северных поэтов и писателей о родном крае оказывают им неоценимую помощь. Дети приходят к выводу о необходимости сохранения красоты природы родного края.

 На уроках по региональному содержанию, обращаясь к произведениям поэтов и писателей – северян, делаем необходимые выводы об отношении человека к природе. Дети получают задание подыскать отрывки из прозаических произведений экологического   характера.

Уроки-концерты чтения стихов поэтов – северян наполняют души детей радостью, приводят к мысли, какое участие они могут принять в решении экологических проблем.

Кроме того, учащиеся сами придумывают темы лирических зарисовок, собирают папки стихов, очерков, напечатанных в районной газете. На основе собранных материалов проводим устные журналы, в ходе подготовки к  их проведению дети приобретают многие навыки. Такая работа, проводящаяся в системе. Учит школьников быть заботливыми хозяевами природы.

 При изучении произведений на уроках литературы (например, рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро») учащиеся анализируют, как должен вести себя в природе человек. Предлагаю написать сочинение «Я заблудился».

 Сочинения-миниатюры предлагаю написать на следующие темы: «Спасённый родник», «Гости моего скворечника», «Журчание ручейка», «Звуки весеннего леса»  и т.д.

 Подрастая, дети очень хорошо осознают свою роль в сохранении природы, учатся быть её настоящими хозяевами.

На классных часах совершаем пешую прогулку по селу. Детям предлагаю запоминать, что они увидели. Дома  предлагаю написать сочинение – размышление «Что я могу сделать для родной природы».

 Также при изучении приставок ПРЕ- и ПРИ- предлагаю вспомнить прогулку по родному селу и придумать слова с приставками. Составляем словарик, обобщаем придуманные слова. В результате, дети придумали слова с приставками: призадумался, пригляделся, приуныл, присел, превратили, прислушался, прибрежная, приостановился и т.д.

Такая целенаправленная работа позволяет решить многие вопросы, связанные с воспитанием учащихся.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся самостоятельно выбрать стихотворение поэта Севера и составить к нему задания для бинарного урока русского языка и литературы.

.

 

×
×