Статья «Волонтерство, как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании подростков»од в

Автор: Колесникова Наталья Викторовна

«Развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». Это подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи.

   Важное место в системе современного воспитания детей и молодежи занимает добровольческая (волонтерская) деятельность. Волонтерство, как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании подростков, является одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у обучающихся социального опыта, воспитания гуманности и морально-нравственных ценностей.

На государственном уровне, привлечению молодых людей к добровольчеству, придается особое значение. В указе Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Москва, Кремль, 31 декабря 2015 года № 683); «Стратегии развития воспитания на период до 2025 г.» (распоряжение Правительства от 29мая 2015 г.№ 996); «Концепции развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительство от 24 апреля 2015 г. № 729) указывается на необходимость развития системы дополнительного образования детей, подчеркивается важность их включения в социально-значимую деятельность, в волонтерские практики».

В современных условиях развитию волонтерского движения среди подрастающего поколения уделяется особое внимание. Волонтерское движение имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что молодое поколение вырастет открытым, честным, в любую минуту готовым на бескорыстную помощь ближнему.

Развитие добровольческого движения является показателем эффективной социально-педагогической работы и сотрудничества педагогов, обучающихся и родителей. Волонтерские практики становятся важнейшим инструментом формирования у молодежи активной гражданской позиции и ответственности.

В нашем городе и в нашем учреждении проходит много спортивных мероприятий всероссийского, городского и институционального уровней, на которых необходима помощь в организации и их проведении.

В связи с этим разработка дополнительной общеобразовательной программы «Спортивное волонтерство», направленную на участие подростков в волонтерской деятельности на спортивных мероприятиях, является актуальной.

      Она нацелена на создание модели формирования социально-активной личности. Центр модели воспитательной системы – личность подростка, которая в условиях дополнительного образования осуществляет самопознание, саморазвитие и самореализацию. Концепция педагогической деятельности  разработана в рамках научной школы Аллы Яковлевны Журкиной, профессора, доктора педагогических наук и Светланы Васильевны Сальцевой, профессора, доктора педагогических  наук.

   Основными дидактические принципами программы являются:

1. Принцип оптимизма и веры во внутренние силы и способности подростка.

2. Принцип систематической мобилизации и релаксации жизненных сил.

          3. Принцип саморазвития личности.

          4. Принцип самопознания.     

Цель  программы: формирование духовно-нравственных ценностей, активной гражданской позиции, развитие творческих способностей, физкультуно-спортивных навыков, готовности включения в социально-значимую деятельность в процессе овладения знаниями, умениями, навыками волонтерской деятельности.

Для достижения поставленной цели пошагово решаются задачи:

Обучающие:

·     Познакомить с историей возникновения и развития волонтерства в России и странах мира;

·     Представление о современных направлениях волонтерской деятельности в России;

·    Овладеть разными формами организации и реализации мероприятий социального значения;

·     Овладеть определенными физкультурно-спортивными навыками и способствовать профессиональной ориентации;

·     Обучить организации и проведению мероприятий по профилактике асоциальных явлений в молодежной сфере и пропаганде здорового образа жизни.

Развивающие:

·     Развивать оперативность мышления; логическое аналитическое мышление;

·     Развивать зрительную, слуховую память;

·     Развивать наблюдательность, познавательную активность;

·     Развивать выносливость.

Воспитательные:       

·     Воспитывать толерантные качества личности, милосердие, отзывчивость;

·     Воспитывать чувство коллективизма, готовность безвозмездно, бескорыстно служить обществу;

·     Воспитывать коммуникативные качества, умение работать в команде;

·     Сформировать культуру речи;

·     Воспитывать лидерские качества, уверенность в себе;

·     Сформировать потребность в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;

·     Воспитывать потребность в саморазвитии и самосовершенствовании.

Новизной программы является интеграция 2-х блоков: спортивно-оздоровительного и блока по самопознанию и саморегуляции. Таким образом, программа объединяет физкультурно-спортивную и социально-гуманитарную направленности. 

Содержание программы обеспечивает необходимый уровень жизненно-важных двигательных навыков и физических качеств, создает предпосылки для многообразного проявления творческой активности.

        Отличительными особенностями данной программы от программы А.А. Бугаенко «Школа доброй воли» являются: изменение в структуре тем и по разделам, в ведении критериев оценки учебных результатов программы, разработке диагностической карты обучающихся.

Педагогическая целесообразность.

        Участие подростков в социально ценной волонтерской (добровольческой) деятельности способно вызвать позитивные изменения в личности. Волонтерская деятельность предоставляет молодому человеку:

— проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности;

— сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки;

— овладеть полезными социальными и практическими навыками напрямую не относящимися к профессиональному выбору человека, но важным для жизни.

        Подростки, прошедшие через волонтерские программы и мероприятия социально-педагогического характера, нередко связывают свою жизнь с социальной сферой.

Содержание занятий позволяет каждому воспитаннику осмыслить свое «Я», понимать свою уникальность, формировать ценностное отношение к миру и себе. На занятиях воспитанники узнают и осваивают разнообразные приемы саморегуляции, которые позволяют в повседневной жизни быть стрессоустойчивым, уверенным и уравновешенным человеком. При проведении занятий приоритет отдается творческой самореализации. Обучение социальным навыкам осуществляется не как «заучивание правильных ответов», а  через игру, тренинговые упражнения, проигрывания и переживания различных ситуаций. Итогом реализации данного блока программы является компетентность воспитанников в бытовой сфере.

Таким образом, интегрированный характер программы, позволяет активизировать процессы самопознания, саморазвития и самореализации, дает возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах деятельности.

Программа рассчитана на подростков среднего и старшего возраста.

Мои обучающиеся являются участниками городских и региональных и всероссийских мероприятий: «Туристический десант», «Гонка патрулей», «К защите родины готов!», «Равнение на отвагу и мужество», «Фестиваль ГТО», «Кросс наций», «Лыжня России» и другие.

Мой коллектив является активным участником досуговых и организационно-массовых мероприятий «Центра детского творчества», таких как: «День Матери», «День знаний», «Новый год», «День учителя», выступления на праздниках города «Парад первоклассников».

Мы гордимся своими достижениями, но для меня как педагога важно то, что мои обучающиеся вырастут активными созидателями своей жизни, творческими и отзывчивыми личностями.

 

×
×