Педагогический сторителлинг как методика достижения образовательных целей и результатов

Автор: Воронова Елена Александровна

Старший методист

 по проектному управлению ДТ Кванториум

Воронова Е.А.

Тема: «Педагогический сторителлинг как методика достижения образовательных целей и результатов»

 

Что такое сторителлинг в образовании?

Любой сторителлинг вообще — это рассказывание историй (прямой перевод английского storytelling). В контексте образования сторителлинг — это методика, которая предполагает использование историй для достижения образовательных целей и результатов. Она может быть вплетена в программу обучения частично — или сквозным образом, охватывая весь курс. Иными словами, это некая история, которая рассказывается постепенно, развиваясь по ходу образовательной программы.

Что вы имеете в виду под историей? История — это любое повествование, где обязательно есть началоконец и главный герой. У этого героя есть цель и мотивация, и по ходу истории он преодолевает некое препятствие. Это универсальное описание истории. Но разные специалисты акцентируют внимание на различных её особенностях. Дизайнер Леонид Фейгин считает, что история невозможна без героя. Необязательно, чтобы героем был человек, — это может быть любой предмет. Но чтобы заставить зрителя сопереживать этой истории, нужно привлечь его внимание к этому предмету (объекту), фактически превратив его в субъект. А Максим Ильяхов советует строить историю вокруг человека, а не вокруг вещи. Редактор Сергей Король пишет, что «в истории важно, чтобы читатель мог сопоставить себя с героем и прочувствовать его изменение».

Как рассказывать историю? Тут нельзя дать универсальные советы: cмотря для чего и кому вы её рассказываете. Но главное, чтобы слушателю вашей истории было интересно. Иначе вас не будут слушать (читать текст, смотреть картинки — если это история в картинках). По мнению Леонида Фейгина, если нет интереса, нет и истории. Чтобы заинтересовать слушателя или зрителя, нужно его задеть: «Человеку не наплевать, когда что-то его касается». А «история получается, если есть изменение: герой меняется, и вы можете примерить её на себя».

А когда преподаватель на лекции рассказывает истории из жизни — это тоже сторителлинг? Смотря для чего, он их рассказывает. Если истории не по теме лекции, а, например, просто для переключения внимания студентов, то это не сторителлинг. Если это случаи из жизни по теме лекции, то такой приём можно назвать ситуационным сторителлингом, иллюстрацией. Но иллюстрация — далеко не основная функция этого приёма. Вообще, профессионалы под сторителлингом обычно имеют в виду включение в учебный курс целой сюжетной линии.

Какие функции у «настоящего», большого сторителлинга? Когда в курс включают сюжетную линию?

Основных функций четыре:

·          Сделать курс более интересным, вовлечь студентов, чтобы они прошли его до конца, не заскучали в процессе. Особенно это актуально на долгосрочных обучающих онлайн-программах. Когда ждёшь продолжения истории, это вовлекает, как сериал. Для этого можно придумать историю, которая будет служить мостиком между модулями курса или отдельными лекциями одного модуля.

·          Удерживать внимание студента во время занятия. Когда человек учится онлайн, у него масса отвлекающих факторов: можно, слушая лекцию, залезть в соцсети, включить телевизор. Интересная история помогает удержать внимание.

·          Рассказывать о сложных вещах простым языком, чтобы информация воспринималась легче. На опыте персонажей студент лучше понимает некоторые теоретические вещи, которые объясняет преподаватель. Есть несколько жанров историй, наиболее популярных в образовании: например, «история Золушки» или, наоборот, история неудач (когда студенты учатся на ошибках героя, как делать неправильно и как эти ошибки исправлять). Преподаватель может рассказывать длинную историю по ходу курса, постепенно развивая сюжет.

·          Инструмент проверочных заданий — как в приведённом выше примере с персонажем, которому надо давать правильные советы про карьеру.

А ещё сторителлинг помогает создать такую атмосферу во время обучения, в которую обучающемуся хочется возвращаться, потому что он получил удовольствие от процесса. Сейчас у учеников очень большой выбор похожих обучающих программ от разных школ и университетов. Создателям этих программ важно сделать так, чтобы человек не просто прошёл один курс на их платформе, но и вернулся сюда снова, когда ему понадобятся новые знания. Люди стремятся вернуться туда, где им было интересно. SHAPE  \*
MERGEFORMAT

Разве история не отнимает время, которого и на «нормальное»-то объяснение не всегда хватает?

Нет, на историю не требуется много времени. Достаточно двухминутного видео, небольшого комикса или письменного рассказа на один абзац. Материал и время остаются теми же, меняется лишь формат подачи на более увлекательный. SHAPE  \*
MERGEFORMAT

Сторителлинг — инструмент универсальный или для особых случаев? Его можно применять в любом обучающем курсе? Вот, например, в курсе по ядерной физике можно? Сторителлинг можно использовать в любом тематическом направлении образования. Естественнонаучные и технические дисциплины не исключение. Например, один творческий школьный учитель географии организовал всю свою программу в формате сторителлинга. Он следовал содержанию школьной программы, но за счёт смены ролей превратил скучные параграфы в путешествие, а контрольные — в поиск таинственных артефактов. Класс подростков превратился в экспедиционную группу. Точно так же в зависимости от темы дисциплины можно придумать историю, например, о полёте на космическом корабле или роботе, которого нужно починить. Можно придумать даже историю о протонах, нейтронах и позитронах, если говорить о ядерной физике. У фантазии нет границ. Главное — держать в уме, для каких целей это делается, то есть продуманно использовать сторителлинг как инструмент, а не просто так.

×
×