«Моделирование современного урока иностранного языка с учетом его воспитательных возможностей»

Автор: Землякова Римма Ивановна

Обучение само по себе, вне воспитания,
есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая.
К.Д.Ушинский

Когда спорят о том, нужен ли иностранный язык как учебная дисциплина, то все доводы сводятся к тому, что каждый интеллигентный и образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык, что иностранный язык необходим для будущей профессии, что знание иностранного языка развивает. 

Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития духовной сферы, повышении гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательно-образовательно-развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности ученика.

Иностранный язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем создать не только образованного человека, но и  сможем воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей.

Поэтому основной целью обучения иностранному языку является развитие личности учеников, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой ими иноязычной речевой деятельности. Указанная цель раскрывается в единстве 4-х взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического. Рассмотрим воспитательный компонент, цели которого заключается в следующем:

-в формировании у учеников уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка;

-в воспитании культуры общения;

-в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;

-в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Согласно целям и содержанию обучения иностранному языку, мы делаем вывод что, воспитательный компонент цели является одним из главных аспектов обучения иностранному языку.  Знание чего бы то ни было само по себе мало обогащает человека, важен не столько практический эффект обучения, сколько то, что это знание вносит в формирование человека как личности.

Воспитательные возможности заключены в трех сторонах урока. Прежде всего, в содержании используемых материалов, далее в методической системе обучения и, наконец, в личности учителя и его поведении.

На уроках иностранного есть своя особенность – это обучать общению, которое по своей сути – личностно. Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, внимание, память и т.д.

Воспитание личности предполагает:

1. развитие психики личности в целом, т.е. мышления, памяти, чувств, воображения;

2. формирование мировоззрения, т.е. системы взглядов и убеждений;

3. формирование черт характера (настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, любознательности, настойчивости, активности);

4. усвоение общепринятых норм поведения (вежливости, выдержанности, дисциплины, такта);

5. развитие эстетических взглядов;
6. развитие различных склонностей и способностей, нужных нашему обществу;
7. развитие потребностей в дальнейшем самообразовании.

 Можно привести немало примеров, подтверждающих, что правильно поставленное обучение иностранному языку способствует развитию всех указанных выше черт личности.  

Например:

Процесс овладения иноязычной речью проходит гораздо эффективнее при коллективном обучении: в парах, в группах. Это воспитывает в учениках такие качества как инициативность, ответственность, организованность. И позволяет проявлять свои лидерские качества.

В результате игровой деятельности создается атмосфера доверия, дети становятся свободнее, увереннее в себе, учатся работать в команде, терпимо относиться друг к другу, формируется чувство взаимопомощи, происходит социализация личности.

На своих уроках стараюсь прививать интерес к языку, воспитывать в них стремление узнавать что-то новое о немецкоговорящих странах, их особенностях, обычаях и традициях, находить доп.информацию на просторах интернета. Известно, что немцы очень пунктуальны и ценят каждую минуту, в то время как русские позволяют себе опаздывать, немцы бережливы и не позволяют себе чрезмерную трату денег, а русские часто расточительны и щедры. Русские, слывущие своим гостеприимством, будут озадачены и даже обижены, если немец не предложит им чашку чая. У немцев же не принято усаживать за стол каждого входящего в дом. Поэтому важно знать национально-культурные особенности поведения иностранца, чтобы избежать возможных конфликтов при общении.

Практически каждая тема заканчивается проектом, созданием фотоколлажа, творческим переводом (генеалогическое дерево 5 кл «Моя семья», Г.Гейн перевод стих-я  «Лореляй» 9 кл, фотоколлаж «Как я провел лето» 7 кл).

Приобщение к культуре страны изучаемого языка через элементы фольклора дает учащимся ощущение сопричастности к другому народу, воспитывая в тоже время гордость за свой народ и его язык. (пословица Man fährt nach Osten, man fährt nach Westen, aber zu Hause ist es am besten. — В гостях хорошо, а дома лучше).

Столь же важным является воспитание толерантности на уроке иностранного языка. Нужно, чтобы ученик постоянно видел и чувствовал отношение самого учителя к данной теме, ощущал его уважение к другим народам, обычаям и традициям. Зачастую мы воспитываем своим примером, своим отношением к окружающему миру.

Таким образом, при обучении иностранному языку возникают безграничные воспитательные возможности, урок иностранного языка — это мощный механизм личностного развития ученика через реализацию его воспитательного потенциала.

Можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок иностранного языка.

 На мой взгляд  он должен быть одушевлённым личностью учителя.

 

×
×