КЛУБ МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 1 ГОДА «В нежных маминых руках»

Автор: Анна Владиславовна Седалищева

Cедалищева Анна Владилавовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Чуораанчык» с. Чурапча»

Муниципального образования «Чурапчинский улус (район)

Sedalishhev82@mail.ru

 

КЛУБ МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 1 ГОДА «В нежных маминых руках»

Аннотация. В статье затрагивается тема создания системы поддержки раннего развития детей (0-1 года), обеспечение родителей методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощью. Автор особое внимание обращает на обеспечение единства семейного и дошкольного образования, формирование родительской компетенции и оказание семье психолого-педагогической помощи, поддержки всестороннего развития личности детей. Значительное внимание уделяется методике Глена Домана.

Ключевые слова: дошкольное образование, методика Глена Домана, психологическая готовность ребенка к ДОУ, родительский клуб, адаптация ребенка, социализация детей раннего возраста, семья, воспитание, помощь родителям

Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования и рассматривается как определяющая дальнейшее развитие всей системы государственного сопровождения детей.

 Для любого ребенка  рано или поздно наступает момент, когда он, отпустив мамину руку, входит в новый, неизведанный мир, населенный множеством пока еще чужих для него детей и взрослых – он поступает в детский сад. Практика показывает, что ребенок, не владеющий навыками  самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к чужому для него взрослому или другому ребенку.

В целом, проблема психологической готовности ребенка раннего возраста к «выходу» из семьи является ничуть не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Часто дети не могут адаптироваться к детскому саду, а затем и к школе. 

Поэтому  семьям  необходима консультативная  и  практическая  помощь специалистов. Так как воспитание личности ребенка невозможно вне саморазвития личности родителя. Личность ребенка формируется при условии совершенствования самосознания и психосоциальной зрелости его родителей.

Для решения этой проблемы в нашем детском саду МБДОУ «ЦРР –д/с «Чуораанчык» с.Чурапча»  организован родительский клуб «В нежных маминых руках», реализующий идеи проекта: «Проектирование институциональной модели социализации детей младенческого и раннего возраста».

Проект рассчитан на работу с семьями, имеющими детей в возрасте от 3-х месяцев до 1 года, воспитание в которых связано с рядом трудностей психоэмоционального, социально-педагогического характера. Обучение родителей в клубе осуществляется в течение учебного года 1 раз в неделю. Длительность пребывания родителей с детьми в клубе — 1 час (на основе родительского договора). Цикл теоретических занятий с родителями чередуется с циклом практических занятий с родителем и ребенком. Каждый цикл предусматривает работу над развитием новообразований возрастной периодизации ребенка.  Формы работы: индивидуальные, подгрупповые, групповые, лекции, консультации, деловые игры, тренинги, «Круглый стол» и т.д. Методы, применяемые на занятиях в клубе: наглядно-дидактические, практические, психолого-педагогические, социологические и т.д. (наблюдение, беседы, упражнения, игры, фильмы, видеозаписи, анкеты, тесты, опросы, моделирование и т.д.).

При разработке проекта мы учитывали тот положительный опыт по повышению педагогической компетенции родителей детей раннего возраста, который уже был накоплен как в мировой практике, так и в практике отечественных педагогов и психологов (В.П.Анисимов, Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, Т.В.Ермолова, Н.М.Аксарина, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева, Л.Н.Павлова).

Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей кабинет психолога полностью оснащен Монтессори оборудованием,  многофункциональными, дидактическими игрушками, стимулирующими исследовательскую и манипулятивную деятельность (легко трансформирующиеся панно, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм, мячи, разноцветные шарики, вкладные чашечки, книги-раскладушки, книги в твердых обложках и т.д.).

В нашей службе раннего развития мы обучаем детей по методике ГленаДомана.

Среди родителей мнения об этой системе довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что карточки Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей.

Многие убеждены, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки». Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга, поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все подряд), а на развитии мышления ребенка.

На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите. Не менее важно для нас  другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, поэтому всякая дополнительная мотивация для обучения не нужна, стоит лишь грамотно организовать процесс – и любой ребенок с удовольствием будет впитывать предложенную вами информацию.

Проект демонстрирует возможности обеспечения взаимосвязи и взаимодействия специалистов клуба «В нежных маминых руках» с родителями в процессе ранней социализации детей.   Мы надеемся, что реализация институциональной модели социализации детей младенческого и раннего возраста поможет  понять педагогическому и родительскому сообществу, что ранняя социализация является предпосылкой повышения качества дошкольного образования.

 

Список используемой литературы

1.      Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. ,Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М., 2007.

2.      Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

3.      Струбаев У.А. Методикараннего развития Глена Домана. От 0 о 4 лет. – М.: «Эксмо», 2013

4.      Квитова Л.Ф. Новые организационные формы дошкольного образования: расширение спектра услуг. Тюмень, ТОГИРРО, 2009.

5.      Карпухина Н. А. Конспекты занятий в ясельной группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2010.

6.      Монтессори М. Дидактические игры и упражнения. — М., 2011.

7.      Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М.: Мозаика – Синтез, 2006.

8.      Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. М., 2009.

×
×