«Использование интерактивных игр в образовательном процессе с детьми в старше – подготовительном возрасте».

Автор: Будинова Ольга Игоревна

Тема  «Использование интерактивных  игр в  образовательном процессе с детьми в старше – подготовительном возрасте».

 (игротека по формированию безопасного поведения на дороге)


Интерактивная игра для детей – активный метод обучения, который основывается на применении опыта, полученного в ходе специально организованного социального взаимодействия для апробации, создания, представления играющим новой модели поведения.

Интерактивная игра способствует самостоятельному поиску решений. Методика игры крайне проста. Воспитатель описывает ситуацию, которая, по его мнению, наиболее соответствует данной возрастной группе, теме, этапу в развитии и воспитании детей. В ходе моделирования ситуации дети получают возможность самостоятельно проанализировать роли, распределить их в группе, проанализировать возможные варианты развития ситуации, предугадать возможные исходы. Интерактивная игра для детей позволяет развить в детях следующие качества и умения: анализ и постановка цели; анализ возможных путей достижения цели (прогнозирование); распределение и постановка задач (планирование), определение функции каждого участника процесса; донесение своей мысли; анализ полученного и ожидаемого результата.

Новые современные возможности инициируют педагогов нашего учреждения к решению образовательных задач разными путями, один из которых — применение новых средств ИКТ – интерактивных игр.

Цель: Повышение качества образования воспитанников путем внедрения в воспитательно-образовательный процесс интерактивных игр.

Задачи, решаемые при работе с интерактивной доской:

развитие познавательной и творческой активности детей, любознательности, воображения, образного мышления; формирование готовности ребенка к школьному обучению; знакомство детей с возможностями компьютерных технологий; овладение навыками работы с интерактивной доской.

В нашем дошкольном учреждении создан компьютерный класс с высокотехнологическим оборудованием. Педагоги прошли обучение по созданию презентаций и электронных дидактических игр. В помощь педагогам создано методическое пособие, в котором игры распределены по областям, темам, что несомненно помогает педагогам использовать компьютерные технологии в образовательном процессе. В нашем детском саду имеется достаточно игр, которые составляют медиатеку детского сада и которые используются во всех областях воспитательно — образовательного процесса. Это творческие игры, игры по познавательному и речевому развитию, занимательные игры по математике и обучению грамоте.

Компьютерные презентации, электронные дидактические игры, интерактивные плакаты способны оживить деятельность детей за счет новизны, реалистичности изображения. Благодаря смене изображений возникновению и исчезновению картинок, внимание детей удерживается дольше, а это в свою очередь влияет на положительную динамику в развитии детей. Ребенок – это активный участник процесса, способный изменить и трансформировать предложенный для изучения материал. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий, позволят детям почувствовать свою успешность.

Работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивных игр в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Применение интерактивных игр в детском саду позволяет развивать у детей способность овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.

Для примера представляю собственный опыт работы с использованием интерактивной доски в образовательном процессе по теме формирования безопасного поведения на дороге.

      Компьютерные технологии позволяют сделать подачу дидактического материала, направленного на обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице максимально удобной и наглядной, что повышает интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в образовательном процессе.

Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз позволяет сделать совместную деятельность с детьми нетрадиционной, яркой, насыщенной, приводит к необходимости использовать различные способы подачи, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

В работе использую интерактивную доску,  которая позволяет показывать слайды, видео, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске. Объясняя материал с использованием интерактивной доски выступление педагога информативнее и увлекательнее. Действия воспитателя на доске завораживают детей, и даже дошкольники с низким уровнем развития не отвлекаются на таких занятиях. Интерактивная доска позволяет ускорить темп занятия и вовлечь в него всех детей группы, помогает преодолеть страх и стеснение, легко вовлекает их в процесс усвоения знаний. 

Предлагаю  вашему вниманию  игры:  

«Светофоры»

Игра содержит 2 задания.

Первое задание знакомит ребенка со светофором, имеющим три сигнала – красный, желтый, зеленый.

Ребенок должен вспомнить, какие именно цвета используются в таком светофоре, и в каком порядке они располагаются.

Чтобы облегчить ребенку запоминание позиций сигналов на светофоре, педагог может предложить такую подсказку:

Красный цвет самый главный, т.к. он категорически запрещает движение. Поэтому он помещен на верхнюю позицию. Зеленый — не такой строгий. Он разрешает пешеходу идти, но, если не хочется, то можно не идти, хотя транспорт все — таки обязан ехать, чтобы не создавать пробок.

Желтый сигнал, хотя и запрещает движение, но является переходным между красным и зеленым и, поэтому, размещен между ними.

Второе задание знакомит ребенка с двухцветным пешеходным светофором.

Можно отметить, что здесь также красный свет расположен наверху, а фигурка должна быть не только красной, но и изображать стоящего человечка, т.к. идти на красный сигнал нельзя. И, наоборот, при разрешающим (нижнем) сигнале фигурка зеленого цвета и изображает

ходьбу.

Педагог может рассказать ребенку, что знание расположения сигналов на светофоре очень важно для людей с нарушениями цветного зрения (дальтонизм), которые в некоторых случаях не могут отличить красный цвет от светофора запрещает переход улицы, а нижний – разрешает.

Полезно также обсудить с ребенком, где именно ставятся светофоры (перекрестки, переходы), и подчеркнуть, что если установлены лишь трехцветные, то они регулируют движение и транспорта и пешеходов, а если оба, то трехцветный – для транспорта, а двухцветный – для пешеходов.

 

 «Составь знаки»

Игра знакомит детей с некоторыми важными дорожными знаками. В каждом из заданий этой игры на экране высвечиваются три контура дорожных знаков с подписью (подсказкой), а в нижней части — ряд изображений или человечков.

Прочтя подсказку (для самых маленьких прочесть ее может педагог), ребенок должен составить правильный дорожный знак.

Детям старшего возраста педагог может объяснить, что дорожные знаки подразделяются на восемь групп:

1. предупреждающие знаки;

2. знаки приоритета;

3. запрещающие знаки;

4. предписывающие знаки;

5. знаки особых предписаний;

6. информационные знаки;

7. знаки сервиса;

8. знаки дополнительной информации.

При этом знаки каждой группы имеют свою форму (треугольник, круг, квадрат) и цвет.

Педагог может обсудить с ребенком к какой группе относятся знаки, встречающиеся в игре.

 

«Расставь знаки»

В каждом задании этой игры на экране высвечивается фрагмент улицы или дороги и крупный контур дорожного знака.

Ребенок должен объяснить, в чем особенность дорожного движения на данном участке и выбрать необходимый тут дорожный знак.

Педагог может предложить ребенку обратить внимание

на дорожные знаки, встречающие ему по дороге в детский сад или в школу, и рассказать о них.

Игра знакомит ребенка с названиями и назначением дорожных знаков и, одновременно, обучает его оценивать специфику или особую опасность отдельных участков улиц, а также развивает у него ассоциативное мышление, т.к. изображения на многих знаках весьма наглядны:

 

Место отдыха Медпомощь

 

Пешеходный переход

Для усиления игрового момента педагог может «назначить» ребенка начальником службы организации дорожного движения, ответственным за расстановку знаков.

 

«Пешеходные переходы»

В каждом из заданий игры на экране изображен участок улицы и двое детей, которым нужно эту улицу перейти. Необходимо «подтолкнуть» детей в направлении перехода в тот момент, когда переход безопасен.

Первое задание, где изображен наземный переход с соответствующим знаком и разметкой типа «зебра», позволяет объяснить ребенку, что «зебра» дает преимущественное право движения пешеходу. Однако, прежде чем начать движение, пешеход должен убедиться, что транспорт, следующий как справа, так и слева, останавливается и готов его пропустить.

Во втором задании рассмотрен менее опасный вариант перехода улицы – с пешеходным светофором. Здесь надо лишь терпеливо дождаться момента, когда загорится разрешающий зеленый сигнал светофора, но и в этом случае необходимо убедиться, что все транспортные средства остановились.

В третьем задании ребенок увидит знак с изображением человечка, идущего вниз по лестнице. Перейти улицу здесь разрешено только по подземному переходу. Этот вид переходов самый простой и безопасный, однако из-за высокой стоимости строительства их число весьма ограничено.

 

На сегодняшний день метод использования интерактивных игр популярен, актуален, эффективен. Это объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе.

×
×