Инновационные формы и методы работы в системе музыкального воспитания дошкольников

Автор: Язмурадова Евгения Валерьевна

Инновационные формы и методы работы в системе музыкального воспитания дошкольников

 

Современный мир ставит перед музыкальным воспитанием новые проблемы, которые порождены культурно – социальной ситуацией. Вредные для здоровья детей шумы, а также экологические катастрофы оставляют свой отпечаток на психическом и духовном состоянии ребенка. Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: дети в таких условиях утрачивают творческие способности и образное мышление.

Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных подходов в системе музыкального воспитания детей в соответствии с ФГОС. Новые подходы потребовали использования абсолютно иных, наиболее эффективных форм и методов в развитии музыкальности детей.

Еще в древние времена педагогам было известно, какие огромные возможности воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве в интеграции различных видов художественной деятельности. Еще Платон говорил: «… воспитание в музыке надо считать самым главным: Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевает ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и Проводя педагогический мониторинг с детьми, определила, что у большинства ребят плохо развито чувство ритма, им трудно воспроизвести ритмический рисунок. Что бы решить эту проблему начала искать новые, интересные для детей формы работы.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Чувство музыкального ритма – комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов, т.е это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Именно ритм, как явление музыкальное, является основой не только музыкального искусства, но и всей нашей жизни. Ритмы встречаются повсюду в окружающем нас мире. Они лежат в основе жизнедеятельности человека и природных явлений (биение сердца, дыхание, стук капель дождя), ребенок рождается с предустановленной биологическо- ритмической программой, жизнь человека протекает в 2-х частном размере (закрыть открыть глаза, день – ночь, сон – бодрствование и тд).

В процессе своей работы я поняла, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей. Я начала искать новые, интересные для детей формы работы, так как поняла, что традиционных способов недостаточно.

Первой моей находкой, стала такая форма работы как ритмодекламация. По мнению Татьяны Анатольевны Боровик, ее можно определить, как музыкально – педагогическую модель, в которой текст не поется, а ритмично декламируется. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и является важным развивающим фактором для ребёнка».

Ритмодекламацию еще называют «музыкальной речью». Она помогает детям учиться импровизировать. А вот инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.

Базой для речевых упражнений ритмодекламации я использую детский фольклор: дразнилки, считалки, кричалки, потешки, сказки и т.д. Также успешно использую стихи Агнии Барто, Елены Благининой, Ирины Токмаковой и др.  Как показывала практика, ритмодекламация нравится всем детям.
Во-первых, передача ярких художественных образов вызывает у ребёнка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную мимику, пластику движения.

Во-вторых, это доступность и удобство исполнения. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Дети с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе, закомплексованности.

Если следовать формуле, что «учиться надо весело…», то лучшего материала чем коммуникативные танцы-игры для занятий с детьми просто не придумаешь.  Особенность коммуникативных танцев заключаются в том, что это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания. Движения и фигуры в таких танцах очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание. Используя в своей работе такую форму, я увидела, что дети стали инициативны, легко вступают в контакт, готовы к общению. При этом у детей развивается эмоциональность и выразительность невербальных средств общения, формируется положительная самооценка. Коммуникативные танцы с большим успехом мы используем на праздниках и развлечениях.

 Мои наблюдения за жестикуляцией ребят на музыкальных занятиях, которыми они выражали свои эмоции и предпочтения в играх, танцах и музицировании на музыкальных инструментах, привели к неутешительному выводу: «У детей очень бедный диапазон общения жестами».  «Что можно сделать, чтобы   интересно исполнить музыкальное произведение с помощью жестов? Интересной находкой стала такая форма работы как хор рук.

 Она подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на хор из двух голосов и двух ведущих дирижеров.

Для себя я выбрала эту форму из-за ее элементарности и простоты исполнения, минимальной по времени подготовке (достаточно 2-3 репетиций), а также яркости и эффективности.  Хор рук мы используем как на занятиях, так и на праздничных утренниках.

Используя данную форму работы, отметила, что у детей развивается двигательная фантазия, чувство ритма и чувство ансамбля, слаженности общего действия.

Подготовка к выступлению осуществляется в несколько этап:

1 этап – подготовительный. Это подбор музыкального материала, движений, изготовление атрибутов, перчаток (в виде снежинок, листочков, цветочков, бабочек, елочек) и т.д. Здесь может быть уместна помощь родителей и воспитателей, а также сами дети с удовольствием принимают участие в изготовлении атрибутов.

2 этап – разучивание с детьми последовательности движений. В зависимости от возраста детей, провести от 1 до 3 репетиций. Ведущий должен показать детям каждое движение композиции отдельно. Вместе с ними воспроизвести его несколько раз, после чего можно приступить к разучиванию самой последовательности движений.

3 этап – презентационный. Непосредственное выступление детей.

У детей совершенно не вызывает никаких трудностей зеркально повторить движения за дирижером. Они с легкостью выполняют свои партии. При минимальных затратах можно приготовить эффектные композиции в зависимости от сезона: снежный лес, осенний вальс, танец овощей, танец елочек и др.

Все мы когда-нибудь начинали непроизвольно топать ногой, хлопать в ладоши или шлепать себя по бедрам, отдавшись ритму любимой мелодии. Это звучащие жесты, которые мы все используем, называются — перкуссия тела – метод медицинской диагностики, заключающийся в простукивании отдельных участков тела и анализе.  «Body Percussion» помогает ребёнку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала. Я в своей работе использую «Body Percussion» так как она позволяет сделать музыкальные занятия интересными и динамичными, превратить их в увлекательную музыкально – ритмическую игру.   Дети естественны, раскованы и искренне увлечены всем происходящим.

Исполняя и создавая музыку все вместе, дети познают ее в реальном действии. Ребенок – становится соавтором и создателем собственного музыкального мира. В этом заложена успешность в развитии и воспитании активной творческой личности.

  Таким образом, использование современных форм и методов в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности.

 

 

 

 

 

×
×