«Формирование и укрепление родственных связей детей – сиблингов»

Автор: Дормидонтова Елена Геннадьевна

РЕАЛИЗАЦИЯ И ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

«Формирование и укрепление родственных связей детей – сиблингов»

Совместно с коллегами – воспитателями нашей группы была разработана и реализована модель педагогического сопровождения становления родственных отношений сиблингов с целью повышения их дальнейшей социализации‚ формированию доверительных‚ позитивных отношений и значимости родственных контактов друг с другом. Значение межличностных сиблинговых связей прослеживается в развитии способностей у ребенка устанавливать партнерские (горизонтальные) отношения в настоящем и будущем с другими людьми‚ через данные связи формируется переживание принадлежности к семейной группе (семейная идентичность).

              Необходимостью внедрения данного проекта стало формирование и укрепление родственных связей воспитанников, с учетом психофизических и возрастных особенностей в условиях организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу и проанализировать теоретические данные по вопросам сиблинговых отношений и представлений о семье в юношеском возрасте;

2. Создание комфортных условий для формирования и развития родственных связей воспитанников в условиях организации. 3. Разработка и реализация индивидуальных маршрутов для сиблингов.

4. Организация оптимальной среды, способствующей реализации индивидуальных маршрутов учебно — воспитательной работы с сиблингами

5. Разработка критериев диагностического мониторинга реализации индивидуального маршрута работы с сиблингами, учитывая все особенности воспитанников.

Методики:

1. Наблюдение.

2. Методика диагностики сиблингового общения

3. Развитие представлений воспитанников Центра семейного устройства об особенностях их сиблинговых связей‚ при помощи занятий‚ совместных мероприятий (новый год‚ день рождения‚ день семьи и др. праздники).

 Срок реализации проекта – 1 год.

Целевая группа – дети-сиблинги: воспитанники «МКУ «ЦСУ» семьи «Звездная»

Методы и формы работы:

беседа;

дискуссия;

практикум;

анкетирование;

наблюдение;

походы;

эстафеты;

турниры;

акции;

встречи с интересными людьми;

деловые игры;

ролевые игры;

совместные экскурсии, семейные посиделки;

совместные выставки;

творческие встречи.

Основная форма работы – фронтальная.

Формы работы:

ü  групповая и подгрупповая с сиблинговой группой: тренинг, занятие — практикум, беседа, экскурсия, игра.

ü  индивидуальная: консультирование, беседа, проведение индивидуальных занятий.

Социальный педагог

На основе данных параметров можно создать условия для достижения более прочного и ясного взаимопонимания в рамках построения процесса сопровождения.  

 

Психолог

Педагог

 

 

 

 

Ребенок

  

 

 

 

Ближайшее окружение (брат, сестра)

Сфера дополнительного образования

Педагог

 

 

 

 

 

 

 

Сопровождение ориентировано на те личностные достижения‚ которые реально есть у ребенка. В процессе сопровождения создаются условия для самостоятельного‚ творческого освоения детьми системы Ребенок — Педагог Психолог — Педагог дополнительного образования — Педагог организатор-Социальные педагоги Ближайшее окружение (брат, сестра), отношений с миром и с самим собой‚ а также для совершенствования каждым ребенком личностно значимых выборов.

Проведя анализ наблюдения контингента группы «Звездная» на начало 2015 уч. года, нами было отмечено, что воспитанники, которые находятся в нашей группе, имеют братьев и сестер, что родственные связи между ними, в своем большинстве, либо очень слабые, либо отсутствуют совсем. Для помощи воспитанникам по формированию родственных отношений, учитывая особенности контингента воспитанников группы, педагогами группы было принято решение о необходимости разработки и внедрения проекта по формированию и укреплению родственных связей у детей — сиблингов группы «Звездная».

Мы, педагоги группы предполагаем, что благодаря систематической работе с сиблингами возможно сформировать и укрепить родственную связь между воспитанниками, благодаря специально организованной помощи, разработанной в индивидуальном маршруте, который учитывает психофизические и возрастные особенности каждого ребенка. Опираясь на результаты мониторингов и диагностических срезов скорректировали каждый маршрут по мере необходимости, оставляя тем самым возможность детям адаптироваться в условиях формирования новых ролей — брата и сестры, что повлияет в дальнейшем на формирования полноценной личности в целом. В настоящее время в группе «Звездная» проживают 16 разновозрастных воспитанников, 7 из которых имеют кровных братьев, проживающих в одной группе, что и послужило основой проекта сиблингового воспитания. В проекте приняли участие 16 воспитанников. Подростки проживают в группе по семейному типу. Приоритет при формировании групп ставится на наличие братьев и сестер. воспитанники обучаются по общеобразовательной программе и ОВЗ (ограниченные возможности здоровья по умственной отсталости легкой степени).

В соответствии с целями и задачами проекта педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

В результате наблюдений было установлено, что у контингента опытно – экспериментальной группы уровень социализации и укрепления родственных связей недостаточно сформирован. На первом этапе проекта педагогами группы было проведено наблюдение за группой сиблингов и составлена краткая характеристика.

Краткая характеристика детей – сиблингов

Сиблинги 1

Семья состоит из 2 детей (2 подростка). В Центре с 2015 года Ребята имеют особые образовательные потребности. Родственные связи развиты слабо. Интереса к совместной деятельности практически не имеют. Эмоциональная сплоченность на низком уровне. Общение происходит только на бытовом уровне. Уровень социализации сиблинга в семейной группе недостаточен.

Сиблинги 2

Состоит из 2 детей (2 подростка). В Центре с 2018 года. Ребята имеют особые образовательные потребности. Родственные связи развиты слабо, как и интерес к совместной деятельности. Эмоциональная сплоченность недостаточная, общие интересы только на бытовом уровне. В вербальном общении прослеживается агрессия. У мальчиков не сформированы нравственные качества. Уровень социализации сиблинга в семейной группе в целом недостаточен.

Сиблинги 3

Состоит из 4 детей, два мальчика и 2 девочки. В Центре с 2015 года. Родственные связи развиты слабо, но ребята имеют общие интересы – спортивные и подвижные игры. При занятиях совместными видами деятельности каждый из ребят стремится к лидерству. В сиблинге прослеживается эмоциональная сплоченность: ребята способны к сопереживанию за брата, за сестру, но это состояние достаточно нестабильно. Отмечено, что при общении мальчики не умеют выражать собственные чувства, недостаточно искренны в своих намерениях. Уровень социализации сиблинга в семейной группе недостаточен, так как старшая сестры — выпускницы Центра. На данный момент работают и проживают отдельно.

Сиблинги 4

 

Состоит из 3 детей, два мальчика и 1 девочка. В Центре с 2015 года. Родственные связи развиты слабо, но ребята имеют общие интересы – спортивные и подвижные игры. При занятиях совместными видами деятельности каждый из ребят стремится к лидерству. В сиблинге прослеживается эмоциональная сплоченность: ребята способны к сопереживанию за брата, за сестру, но это состояние достаточно нестабильно. Отмечено, что при общении мальчики не умеют выражать собственные чувства, недостаточно искренны в своих намерениях. Уровень социализации сиблинга в семейной группе недостаточен, так как старшая сестра проживает в другой группе.

Сиблинги 5

 

Состоит из 2 детей, мальчик и девочка. В Центре с 2018 года. Родственные связи сформированы недостаточно. Общие интересы только на бытовом уровне. Имеется нестабильный интерес к совместной деятельности. Слабый уровень эмоциональной привязанности. Уровень социализации сиблинга в семье недостаточен. Поддерживается связь со старшей сестрой К.

Сиблинги 6

 

Два мальчика и 1 девочка, в Центре находятся с 2016 года, имеют особые образовательные потребности. Родственные связи достаточно развиты. В общении между сестрой и братьями присутствует эмоциональная привязанность. У братьев прослеживается вербальная агрессия. Общие интересы отсутствуют. Интерес к совместной деятельности минимальный, так как проживают в разных группах. В целом уровень социализации в семейной группе у сиблинга ниже нормы. С родственниками (бабушка, старшая сестра) поддерживают связь, регулярно оформляется гостевой режим.

Сиблинги 7

 

Состоит из 2 детей, брат и сестра. В Центре с 2019 года. Родственные связи развиты слабо, как и интерес к совместной деятельности. Лидирующее положение в сиблинге занимает мальчик. Эмоциональная сплоченность недостаточная. В вербальном общении прослеживается агрессия, которую подросток скрывает определенный период времени, а затем выплескивает на окружающих. У мальчика не сформированы нравственные качества, не развиты чувства сопереживания и сочувствия, отмечено негативное отношение к животным. Уровень социализации сиблинга в целом недостаточен.

 

Работа в группе ориентирована на активное присвоение детьми — сиблингами нового опыта, возникающего в ходе процесса, и его использование в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственных потенциальных возможностей. Группа по сути своей строится на базе личностно — ориентированного подхода (гуманистическое направление, «Я-концепция»). Предполагается, что в группе сиблинги получат возможность заново пережить основные вехи своего жизненного пути в более благоприятных, комфортных и безопасных психологических условиях. Известно, что взаимодействие в сиблинговых группах зачастую может носить дисгармоничный характер и проявляться в виде агрессии, игнорировании своего сиблинга. При планировании исследования я исходила из предположения, что характер взаимоотношения между сиблингами в группах зависит от нескольких факторов: эмоционально-личностных отношений между всеми членами группы, разницей в возрасте между детьми, а также возрастными особенностями младшего и старшего сиблинга. В нашем исследовании (в проекте) приняли участие воспитанники, проживающие в разных группах:

Воспитанники 12-16 лет. Сиблинги воспитывающиеся в Центре семейного устройства проживают в одной группе. Сестры проживают отдельно от братьев. Подростки проживают в группе по семейному типу. Приоритет при формировании групп ставится на наличие братьев и сестер. Дети в Центре семейного устройства обучаются по общеобразовательной программе и ОВЗ (ограниченные возможности здоровья по умственной отсталости легкой степени).

Занятия проводятся в течение всего года в ходе режимных моментов – ежедневно, специально организованные беседы или занятия по плану работы – не реже 1 раза в неделю, индивидуальная работа зависит от конкретной ситуации воспитанника. Основные задачи решаются в ходе специально организованных занятий. Тематика определена с учетом возраста воспитанников.

Организуются игры, поощряется общение с братьями и сестрами. На сиблинги педагогом составлен индивидуальный тематический план, который учитывает особенности каждого воспитанника. Формируются микро группы из сиблингов для посещения театров, экскурсий, кинотеатра с учетом предпочтительной тематики (семья, братья и сестры). Занятия чередуются, быть интегрированными, комбинированными.

Задача проекта заключается в создании такой рабочей атмосферы, когда все члены группы сиблингов могли бы чувствовать себя естественно и проявлять свои чувства и мысли.

Сиблинги‚ взаимодействуя в группе‚ обнаруживают для себя скрытые ресурсы‚ помогающие им при выходе из детского учреждения и‚ подготовят их к созданию собственной семьи.

Учитывая‚ что около 90% воспитанников, проживающих в «Центре семейного устройства» имеют‚ негативный опыт проживания в семье‚ формирование положительного образа семьи и дома у сиблингов проживающих в МКУ «ЦСУ» очень важно.

В этом направлении педагогами группы была организована совместная деятельность сиблингов‚ созданы ситуации переживания‚ чувства гордости за членов семейной группы и их достижения‚ обеспечивала организацию и проведение семейных праздников и других мероприятий с постепенным закреплением их как традиции семьи.

В ходе проведенной работы закрепленными традициями семей стали:

– День семьи – воспитанники выбирали какой день для них значимый. Воспитанники готовили мероприятия под руководством специалистов разного плана: игры‚ прогулки‚ чаепитие и т.п.

Главным в праздновании традиций являлось совместное фото.

– Празднование дня рождения

– Совместное празднования дня рождения‚ подготовка подарка‚ воспитанникам было важно для своего брата или сестры изготовить подарок своими руками.

– Семейный совет – на котором собирались все члены семейной группы‚ где каждый ребенок мог высказать свою точку зрения. Группа могла обсуждать определенную ситуацию‚ планировать дальнейшие действия.

В группе сиблинги получали возможность заново пережить главные вехи собственного жизненного пути в наиболее подходящих‚ комфортных и безопасных психофизиологических условиях. Не секрет‚ что взаимодействие в сиблинговых группах часто носит дисгармоничный характер и обнаруживаться в виде агрессии‚ пренебрежении собственным сиблингом.

На всех проводимых занятиях немалое время отводилось на развитие свободного‚ творческого и эффективного мышления‚ но еще больше внимания уделялось раскрепощению живой души ребенка‚ выявлению их эмоциональности‚ непосредственности‚ открытости‚ творческого потенциала‚ эмпатии и интуиции‚ способности радоваться.

В мониторинге уровня сформированности родственных отношений приняли участие 16 воспитанников. Анализ мониторинга показал положительную динамику. На каждую группу сиблингов составлен индивидуальный план работы, который позволяет отследить динамику развития родственных отношений по направлениям:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Низкий уровень обусловлен неспособностью воспитанника контролировать свои эмоциональные всплески. Проявляется непонимание и неумение проявить свое внутреннее эмоциональное состояние в социально-адекватной форме‚ которая влечет возникновение трудностей во взаимоотношениях со своими сиблингами. Такие воспитанники находятся в «плену эмоций», поскольку еще не умеют руководить своими чувствами‚ что предопределяет тревожность и осложнение в межличностном общении и неспособность к проявлению эмпатии; очень редко преобладают моменты настоящей радости; дети часто выглядят напряженными и почти не проявляют энергичность.

Реализация проекта позволила воспитанникам Центра семейного устройства формировать представления об особенностях их сиблинговых связей‚ при помощи занятий‚ совместных мероприятий (новый год‚ день рождения‚ день семьи и др. праздники).

В процессе создания и реализации проекта изменилось отношение специалистов Центра семейного устройства к категории детей имеющих братьев и сестер.

Результат вышесказанной цели‚ которая заключалась в разработке и реализации проекта по формированию и укреплению взаимоотношений детей — сиблингов в Центре семейного устройства была достигнута.

Подводя итоги результативности проекта «Формирование и укрепление родственных связей детей — сиблингов», можно сделать вывод, что в направлении уровня сформированности родственных отношений у сиблинговых групп в   90 % случаев отмечена положительная динамика, 10% группы имеют положительную динамику в 3 и более направлениях, из чего следует, что цель проекта в 2018 – 2019 уч. году достигнута, поставленные задачи реализованы в ходе работы.

Конечно, как и в любой семье не обходится без ссор и конфликтов, но всё это быстро заканчивается. Но каждый из них по-настоящему горд и счастлив, что рядом родной человек, который всегда разделит с ним все радости и печали. Ощущение того, что они не одиноки, вселяет в ребят уверенность и оптимизм.

Уходят старшие ребята, остаются их младшие братья и сёстры. Необходимо приложить все усилия для поддержания родственных связей между братьями и сестрами, организовывать совместную деятельность для того, чтобы выпускники не забывали навещать своих младшеньких, продолжали заботиться о них. Проводили вместе свободное время (походы в кино, в парк, посещение в развлекательные центры города).

Лишённые возможности жить в семье, ощущать значимость семейных уз, заботу и теплоту родных людей, наши дети получают опыт заботы о близких здесь, в Центре семейного устройства.

Хочется надеяться, что во взрослой жизни они не потеряют друг друга, сохранят свои родственные узы на всю жизнь.

 

×
×