Автор: Сарыпова Анастасия Александровна
Коллеги, мы с вами прекрасно знаем, что групповая работа на уроке – это очень интересная и любимая учениками форма работы. Очень часто, ученик, оказавшись наедине с каким-либо заданием, чувствует неуверенность в себе. Но когда он член команды, неуверенность отступает, а интерес, подогреваемый соседями, служит отличным «топливом» для поездки за пониманием! Групповая работа – это способ совместного решения проблем, это путешествие, во время которого каждый находит себя.
«Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех. Генри Форд»
Но работа в группе требует очень большой организации от учителя! И перед ним сразу возникает множество «Как?» и «Каким образом?»
Я, будучи молодым учителем, часто практикую организацию групповой работы на своих уроках. И, благодаря своему наставнику, поняла, что без четкого алгоритма, успех в достижение целей групповой работы невозможен!
Алгоритм организации групповой работы:
1. Постановка цели урока, выделение задач, помогающих достичь поставленную цель
2. Планирование числа групп, количества учеников в них и их размещения в классной комнате;
3. Определение формы проведения групповой учебной работы учащихся и исполняемых ими ролей;
4. Обеспечение необходимыми материалами;
5. Выбор способа оценки результатов работы учащихся.
Так, был организован урок биологии в 8 классе по теме «Скелет человека», показывающий организацию групповой работы.
Формирование учебных групп было случайным образом (жеребьевкой). Было организованно четыре группы по три человека. Жеребьевка проходила следующим образом: учащиеся вытягивали цветную карточку с цифрой от 1 до 3. Группы формировались в соответствие с цветом.
Принцип работы групп по методике «По кругу»:
В течение 10 минут в сформированных группах заполняют часть таблицы «Осевой и добавочный скелет», которая указана в информационном листе. По истечению времени учащиеся с порядковым номером 1 переходят в соседнюю группу и делятся полученной информацией в течение 5 минут. А участники группы заполняют соответствующую часть таблицы. По истечению времени учащиеся с порядковым номером 2 переходят в соседнюю группу и делятся полученной информацией в течение 5 минут. А участники группы заполняют соответствующую часть таблицы. И последним этапом служит завершающий переход учащихся под номером 3 (рис.1). Источником информации служат полученные ранее знания, учебник биологии.
Проверка полученного на уроке материала осуществлялась в два этапа: Проверка правильности заполнения таблицы и тестирование учащихся по изученной теме.
Данная методика позволяет не только вовлечь в учебный процесс большинство учащихся урока, но и предоставить возможность учащимся проявить себя в роли учителя. Стоит отметить и проявление познавательного интереса школьников к теме урока, развитие коммуникабельности и самостоятельности.
Навыки общения, приобретенные детьми, в процессе общения в группе, понадобятся им и потом, когда они станут взрослыми. Ведь в ежедневной жизни мы много «работаем» в группах.