Дифференцированный подход в обучении математике

Автор: Москалева Татьяна Николаевна

Дисциплина «Математика» является одним из  сложных предметов, требующим интенсивной мыслительной работы, высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми студентами на высоком уровне.

Дифференцированный подход необходим не только для повышения успеваемости слабых студентов, но и для развития способностей сильных студентов, причем его понимание не должно сводиться лишь к эпизодическому добавлению в процессе обучения слабо успевающим студентам тренировочных задач, а более подготовленным — задач повышенной трудности. Более полное понимание дифференциации обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения математического материала: подготовки студентов к изучению нового материала, введения нового, применения к решению задач, этапа контроля за усвоением и др. Дифференцировать можно содержание изучаемого материала, средства и формы обучения.

Сущность дифференциации состоит в поиске приемов и способов обучения, которые индивидуальными путями вели бы студентов к достижению цели. Можно использовать условное разделение на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы:

1-я группа — студенты с высоким темпом продвижения в обучении, которые могут самостоятельно находить решение измененных типовых или усложненных задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения.

2-я группа — студенты со средним темпом продвижения в обучении, которые могут находить решения измененных и усложненных задач, опираясь на указания педагога.

3-я группа — студенты с низким темпом продвижения в обучении, которые при усвоении нового материала испытывают определенные затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях и достаточно длительной тренировке.

Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть успешно организованы на любом этапе занятия.

Дифференцированное введение нового материала осуществляется сочетанием двух подходов — дифференцированного и проблемного.

При отработке навыков на доске записаны номера из задачника, разбитые на три уровня сложности. Студенты выбирают себе самостоятельно уровень сложности. Если при решении заданий одного из уровней студент понимает, что для него это очень легко, он может перейти к более сложным заданиям.

Для студентов с минимальным уровнем знаний и умений и студентов, не достигших минимальных знаний и умений, раздаются заранее подготовленные карточки.

Домашнее задание задается разной сложности, студент сам выбирает уровень сложности, но хотя бы один пример из номера с легким заданием должен быть сделан для отработки практических навыков. Также задается творческое задание: составить упражнение, вопросы по теме, написать эссе по теме, найти исторические сведения по данной теме и т. п.

В конце урока можно провести рефлексию. Определяем вместе, что делали, зачем, к какому результату пришли. Либо обучающиеся обсуждают в парах: я научился, я узнал новое, я что-то не понял. И если при обсуждении в парах кто-то разобрал материал лучше, чем его сосед, он может объяснить своему собеседнику недопонятые моменты еще раз. Считаю это важным этапом, так как то, что проговаривает ученик, а если еще и не один раз, лучше запоминается.

При таком способе обучения у студентов развивается логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, моделировать математическую ситуацию, развиваются коммуникативные способности, умение высказывать и отстаивать свое мнение, повышается активность.

Проводя такие занятия, убедилась, что студент, получив право и возможность выбирать способ усвоения учебного материала сам, учитывает свои способности.

Таким образом, к главным результатам дифференцированного обучения можно отнести: развитие интереса к математике; повышение мотивации на обучение; развитие самостоятельности в нахождении способов решения учебных задач.

×
×