Театрально-педагогическая практика в образовательной системе

Автор: Плахута Ольга Викторовна

ТЕАТРАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА «ОВАЦИЯ» руководитель – Плахута О. В.

МБОУ СОШ № 7 имени И.Ф. Афанасьева

  «Развитие актерского мастерства и творческого воображения  в школьном театре»              

 

 

    Данная театральная практика способствует реализации важной цели в системе художественно-эстетического образования:

— нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, музыку, практические занятия на развитие актерского мастерства и творческого воображения

Задачи театральной практики:

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

— формировать нравственные ценности и эстетический вкус;

— развитие речевых способностей;

— формирование коммуникативных учебных действий, необходимых для участия в диалоге

 

   Развитие инновационных процессов в образовательной деятельности современной образовательной школы предъявляет к педагогам повышенные требования: необходимо обладать новым педагогическим мышлением, быть готовым к постоянному творческому росту, к решению задач патриотического воспитания в школе. Эти проблемы сейчас очень остро стоят перед нашим обществом и имеют государственное значение.

Большими воспитательными возможностями в настоящее время имеют занятия художественно-эстетического цикла. 

  Театрально-педагогическая методическая направленность данной педагогической практики предполагает, что на занятиях  будут широко использоваться игровые формы, а также возможность оформить отдельные внеклассные часы как мини-спектакли, в которых педагог-режиссер предусматривает и психофизические возможности каждого ребенка.

     Школьники 6-10 лет отличаются особой непосредственностью восприятия игры, при которой для них исчезают грани, обуславливающие искусство «созданной ситуации» на фоне реальной действительности, и возникает абсолютное доверие ко всему происходящему.

  Например, когда младшие школьники впервые знакомятся с необычным занятием в лесной лягушачьей школе, они пытаются «вжиться» в роль каждого лягушонка, представляют себя — то застенчивым учеником черепахи, то слишком активным и непослушным, интонационно выражают хвастливого и торопливого прыгающего шалуна.  В этом хорошо помогает подобранный метод активного погружения в изобразительный характер персонажа. После знакомства с инсценировкой и музыкально-дидактической игрой ребята становятся и в школьной жизни более раскрепощенными, у них появляется уверенность в собственное  «я», более успешно проходит период адаптации к новому коллективу, пространству, к школьной атмосфере.  Для этого возраста характерна наивно-реалистическая и эмоционально-чувственная реакция. Во время сценического действа дети подчас не в состоянии сдерживать восторг, возбуждение, негодование. Но, как правило, после окончания импровизации ограниченный словарный запас не дает возможности маленьким участникам – артистам или зрителям выразить то, что они переживают, думают, понимают. Поэтому детям предлагается передать свои чувства и эмоции в различных  видах художественного творчества. После инсценировки «Лягушата-музыканты» дети выполняли шапочки лягушат и рассказывали, какой лягушонок понравился больше, как они будут играть роль понравившегося персонажа. Таким образом, решается задача развития детского творческого мышления  

 Музыкально-дидактическая игра

(пластическое интонирование)

УРОК МУЗЫКИ «Черепаха и лягушата»

Автор — Плахута Ольга Викторовна, учитель музыки МОУ СОШ № 7 руководитель школьного театра «Овация»

Усть-Лабинский район, ст. Воронежская.

 

Цели: развитие творческих способностей и творческого мышления;

расширение представлений о музыкальной грамоте;

развитие музыкальной памяти.

Дидактический материал: карточки с изображением нот, шапочки лягушат и черепахи.

Ведущий:

                  Возле озера в лесу

                  Шум стоит веселый.

                    Каждый день в восьмом часу                          

                          Здесь открыта школа.

                  Лягушата к черепахе

                    На урок чуть свет спешат,

                   И она считает в страхе

                    Беспокойных лягушат.

Черепаха:   Квак! Квакун! Квакуша! Квака!

                       Квакунишка! Задавака!

                   Где ж ещё один ребенок,

                   Квакша — хитрый лягушонок?

                   Неужели опаздал    

                   Урок театра он проспал?

 Что ж, пожалуй, без него

 Пропоем сегодня гамму.

  Ну а завтра все равно

  Пригласить придется маму.

  Вы готовы, лягушата?

                         Спойте мне…

Лягушата, не дослушав задание, поют невпопад:

                          «До», «ре», «ми»,«ква»!

Черепаха:       Вы вступили рановато

                       И забыли ноту «фа»,

                     Спойте снова!

Лягушата поют на разные голоса, фальшивят:

                           «Ква», «ква», «ква»!

Черепаха:

                      Это просто ерунда!

                      Что с тобой сегодня, Квак?

                      Ты поешь совсем не так.

                       И Квакун кричит у нас,

                       Оглушил болотный класс!

                           Вот Квакуша — молодец!

                           Выйдет из неё певец.

                            Все вы петь должны отлично!

              В это время Квакунишка чихает.

                                 — Квакунишка, будь здоров!

                                 На уроке неприлично

                               Мух ловить!

Лягушата:          А комаров?

Черепаха:

                                  Здесь не цирк у нас, друзья!

                                 Наказать могу вас я.

                                Петь заставлю пять часов

                                  У ракитовых кустов.

Появляется Квакша, весь в простокваше.

Лягушата:

Посмотрите! Вот и Квакша!

В каше весь и в простокваше!

Черепаха:

Где ты бегал, озорник?

Подавай скорей дневник!

Квакша:

Тетя, тетушка Тортила!

Попрошу меня понять.

Вы бы песенкой спросили.

                              Где успел я побывать?

Исполняется песня «Где ты бегал, лягушонок»

муз. М.Парцхаладзе

сл. А. Пляцковского

Где ты бегал, где ты бегал, лягушонок?

Лягушонок, лягушонок — малышонок?

-Побывал я, побывал я на болоте,

                         У своей любимой тети — 2 раза.

                            Что ж ты делал, что ж ты делал, лягушонок?

Лягушонок, лягушонок — малышонок.

-Всех знакомых я проведал — 2 раза.

                           А в гостях я пообедал — 2 раза.

Что же ел ты, что же ел ты, лягушонок?

Лягушонок, лягушонок — малышонок.

                          -Ел я манную ква-кашу — 2 раза

Пил я просто ква-ква-квашу — 2 раза


  

 

  Учитывая, что ребята младшей ступени школьного театра  не читатели, а «импровизаторы», «имитаторы», «иллюстраторы» —  они могут прекрасно нафантазировать продолжение понравившегося сюжета, сценки, сказки. Педагогу приходится подстраиваться под интересы и фантазию детей, самому творить, импровизировать, сочинять, ощущая себя таким же маленьким жителем страны «Фантазия». Если ребятам понравились лягушата-артисты, им хотелось бы представить шалунов  в музыкальной игре – знакомстве с нотной грамотой, чтобы у каждого лягушонка появилась любимая нота. Тогда происходит это волшебное знакомство, где решается сразу несколько задач и сочиняется музыкально-дидактическая игра.

УРОК МУЗЫКИ «Черепаха и лягушата».

Знакомство с музыкальной грамотой в школьном театре «Овация» для 1 класса

Автор — Плахута Ольга Викторовна

Цели и задачи: 

            развитие творческой активности в процессе изучения   нотной грамоты;

            формирование устойчивого внимания;

            воспитание музыкальной культуры;

             развитие актерского мастерства и творческой активности.

Дидактический материал: шапочки лягушат, карточки с изображением нот.

У черепахи в классе семь озорных лягушат. У каждого лягушонка свой характер, различный по тембру голос и любимая нота. Давайте познакомимся поближе с этими веселыми лягушатами, узнаем, какая нота у них самая любимая.

У Квака низкий голосок,

Он носит желтый поясок.

И с нотой «до» знаком давно.

 Играет часто в ДОмино.

Квакун повыше чуть поет,

Легко вам ноту «ре» возьмет.

Узнают песню рыбаки,

 Он любит квакать у РЕки.    

                                 Квакуша, треть ноту «ми

                                 На тон повыше ты возьми.

                                  (Двум полутонам равен тон),

                                  Спой ноту «ми» нам в Микрофон.

                                  У Кваки с нотой «фа» всегда,

                                 Игра в разгаре — чехарда.

                                В прыжках по квартам он призер,

                                  Наш Квака просто — ФАнтазер!

                                Зубрит и помнит, как пароль,

                                Наш Квакунишка ноту «соль».

                             Друзьям приносит на полянку

                               Он капустную СОЛянку

                                 Слышат рощи и поля

                                 Кто-то любит ноту «ля».

                                 Задавака на опушке

                             Спел частушки для ЛЯгушки!

                                   Квакша мчится с нотой «си»

                               На жуке, как на такСИ.

                                 Потерял в пути пенал!

                                Подает друзьям СИгнал.

Таким образом, ребята с полюбившимися героями не прощаются, а продолжают о них сочинять, выполняют  иллюстрации, рассказывают  смешные истории, которые с удовольствием сочиняют на занятиях школьного театра. Иногда приходится руководителю,  выполняя заказ детей,  продолжить необычное знакомство с нотной грамотой,  сочинить  «потешки»  о  нотах, представляя их в роли  веселых гномов. Ребята помогают своими фантазиями, являясь прекрасными критиками и режиссерами

Красную рубашку

Гномик «ДО» надел,

У него, бедняжки,

В доме много дел.

Песню в красном доме

Гномик  «До»  поет,

И к братишкам гномам 

С добротой идет.

 

Гномик «Ре» в оранжевой

Прыгает рубашке,

У реки отважно он

Дарит всем ромашки.

Озорную песенку

Все цветы поют,

Под линейкой весело

Мед цветочный пьют.

 

Желтую рубашку

Гномик ми одел,

Каждую букашку

Песенкой согрел.

С желтыми углами

Домик выбирал,

Желтыми шарами

Окна украшал.

 

Гномик фа зеленую

С детства носит кофточку,

Песенку задорную

Напевает в форточку.

По зеленым ставенкам

Песни лета льются,

Сидя на заваленке,

Гномики смеются.

В голубом  домишке

Гномик «соль» живет,

В новеньком пальтишке

Песенки поет.

Голубые любит

Рисовать цветы.

Братьев приголубит

И польет кусты.

 

Синий свет в окошке

Гномик ля зажег,

Дарит птицам крошки,

Всех завет в кружок.

Синий домик гнома

Видят все вокруг,

Ля поет у дома

Для друзей, подруг.

 

Домик фиолетовый

Виден под горой,

Гномик си живет в нем

И грустит порой.

В кофте фиолетовой

У окна сидит,

Песня разноцветная

Прямо ввысь летит!

  Дети принимают любую условность, включаясь в предлагаемые условия игры, но в творческом задании или сценическом решении должна присутствовать минимальная узнаваемость, главный признак или деталь, которая позволит им ясно представить предмет, явление, сценический образ. Работа по данной  театральной практике  предполагает использование всех видов,  форм и методов, которые используются в  традиционной общеобразовательной системе:  составление планов, соблюдение преемственности, согласованность с другими дисциплинами, владение спецификой театрально-игровой образности, способностью «заряжать» и  организовывать учащихся на творческое сотрудничество. 

Принцип мини-спектакля, обусловленный театрально-педагогической методикой, предполагает следующую структуру занятия: формулировка цели и задач;

структура занятия (поминутная разбивка), в движении от экспозиции (игровой завязки) к кульминации (содержательной части);

развязке (контрольно-оценочной) и финалу (домашнему заданию)

Экспозиция представляет собой игру-тренинг, во время которого развиваются основные базовые качества и создается психологически благоприятная обстановка для подачи материалов содержательных блоков или модулей. Содержательная часть раскрывает необходимый теоретический материал. Тематические вопросы преподносятся через игровые формы, методы и приемы, опираясь на возрастные особенности воспитанников. Определенные знания учащиеся получают на основе постижения образной природы искусств, разных видов и жанров. За время таких творческих занятий дети сами учатся импровизировать, сочинять, уметь слушать и слышать, смотреть и видеть то, что представлено на полотне, выражено в музыкальной форме, идет на сцене и на экране, реагировать на  происходящее не только эмоционально-чувственно, но и осмысленно. В сюжетных этюдах,  сценках, постановках ребята учатся выделять главное, делать собственные выводы на основе прочувствованного материала. 

×
×