Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Автор: Чикал Ольга Александровна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

И ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Могучая духовная сила воспитания заложена в том,

что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.

Только в совместной деятельности родители лучше

узнают своих детей, становятся ближе.

В. А.Сухомлинский

Семья и школа – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Воспитание всегда содержательно наполнено ценностями, идеалами, нравственными примерами. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. К сожалению, реальность нашей жизни такова, что современные родители большую часть времени заняты на работе. Из отношений ребенок-родитель уходит духовное общение. Появились «воспитатели нового поколения» — телевидение, интернет. Поэтому сегодня, как никогда, возрастает актуальность объединения усилий семьи и школы по формированию духовности, моральных принципов, нравственных ориентиров, которые составляют основу общечеловеческих ценностей и должны передаваться  от поколения к поколению. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Целью моей работы, как классного руководителя, в этом направлении является создание воспитательной среды, способствующей духовно-нравственному развитию личности ребенка через систему взаимодействия «школа-семья-социум».

 Задачи:

·                    повышение роли семьи в духовно-нравственном воспитании детей, усиление ее воспитательного потенциала; формирование активной педагогической позиции родителей;

·                    формирование у учащихся нравственных ориентиров, духовных ценностей через реализацию системы совместных детско-взрослых мероприятий на основе деятельностного подхода;

·                    создание условий для приобретения социального опыта учащихся;

 

 

«То, что дети могут сделать вместе сегодня,

завтра каждый из них

сможет сделать самостоятельно»

Л.С. Выготский

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.

Для решения поставленных задач используются разные  педагогические средства. Главным условием в организации этой работы является включение родителей и учащихся в совместные активные, деятельностные формы сотрудничества и взаимодействия. Одним из таких средств является проектная деятельность. Общие проекты объединяют родителей и детей, способствуют укреплению семейных ценностей, развитию у ребят эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности — становится бесценным  достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Данный метод имеет направленность на  развитие критического мышления, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа, происходит осмысление у ребят, которое помогает формированию нравственных качеств.

Особенностью организации деятельности в форме проектов является активное включение Родителей, как носителей духовного, национального, культурного опыта и наследия, становятся соучастниками, соратниками, единомышленниками, т.е. становятся сопричастными к учебно-воспитательному процессу.

 

 

 

Технология организации коллективной проектной деятельности

социальной направленности

Инновационным подходом в организации работы по формированию навыков социального взаимодействия является проект «Подари другим радость». Участниками проекта являются все: и учащиеся класса, и их родители. Наш проект имеет свою чёткую структуру:

I этап (мотивационный)

Главная задача начального этапа – создание установки на сотрудничество, где предполагаемым результатом является — мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах

На самом первом этапе целеполагания необходимо детально представить целесообразность и ценность всех планируемых событий.

Родители должны ПОНИМАТЬ, что и для чего делается. Уметь взвешивать полученный, либо не полученный результат. Таким образом, Родители получают возможность осознать  свою ответственность и оценивать своё «бездействие».

 

II этап (информационный)

На данном этапе, каждая семья  детально погружается в заранее совместно обозначенную тему. Подбирают, изучают материал, учат детей осваивать, правильно и безопасно использовать различные информационные поля.  Результаты семейной  работы  представляются (разные виды презентаций) как на урочных и внеурочных занятиях.

 

III этап (практический)

Мастер-классы (подготавливаются и проводятся Родителями). Особенностью этапа является роль и субъектная позиция родителей. Форма проведения этого этапа -мастер-классы родителей, которые являются основными организаторами, технологами, экспертами и консультантами.

 

IV этап (итоговый)

На данном этапе  проводится оформление презентация коллективного проекта учащимся и всему школьному сообществу.

Коллективный продукт предполагает как реальный, видимую форму (внешний вид) так и внутренний  «опыт взаимодействия», «определённый личностные преобразования», которые приобретают все участники образовательного процесса.  Ценность этой формы работы заключается, с одной стороны,  в возможности использования эстетического и образовательного ресурса экспозиции всеми учащимися, педагогами, родителями и гостями школы. Но, наибольшую значимость, эта деятельность представляет для самих ребят и родителей класса: это приобретение социального опыта разновозрастного взаимодействия, развитие учебного сообщества класса, приобретение коммуникативных компетенций, формирование чувства ответственности за свою деятельность, как составляющую совместного труда. Родители не просто передают свои знания и опыт, но  и получают возможность наблюдать процесс самоизменения, развития своих детей, видеть зону их ближайшего развития.

Заключение

 

Совместная с родителями социально-значимая деятельность создает возможность использовать воспитательный потенциал семьи в формировании нравственных установок, приобретении детьми опыта взаимодействия с социумом.

Эффективность организуемой проектной деятельности в направлении духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся подтверждается результатами мониторинга личностных качеств младших школьников. По результатам анкетирования родители отмечают позитивные изменения в осознании своей роли в выстраивании диалоговых, эмпатичных отношений внутри семьи, формировании социально-нравственных качеств своих детей.

×
×